Славные пятилетки

Пятилетка – термин из СССР. 

Тогда люди стремились выполнить пятилетний план и даже перевыполнить его, чтобы поскорее построить коммунизм. Так они работали, жили и строили – электростанции, заводы, города. Так строился и наш Нижнекамск. Мы расскажем вам о том, как рос и развивался город на Нижней Каме, о людях, которые в  рекордные сроки, в тяжелейших условиях построили город, взяв за временной отрезок каждые пять лет, начиная с 1960-го и заканчивая днем сегодняшним.   

 
Сейчас даже трудно себе представить, что 50 лет назад на месте нашего города было всего лишь поле. Не будь принятого в 1958 году решения  ЦК КПСС  и Совета Министров о строительстве в Татарии  крупнейшего нефтехимического комплекса, такого города, как Нижнекамск, возможно, и на карте-то не было. Но решение приняли, а посему город начал свою историю. А началось все с выбора места, где должно было начаться строительство заводов. Вариантов было три – у деревни Орловка в Набережных Челнах,  недалеко от станции Биклянь и площадка, где, собственно, и находится сегодня промзона.  По этому поводу ходят разные легенды, и одна из них следующая: председатель Совнархоза Татарской АССР
 
Алексей Шмарев, облетая эти территории, сказал, что заводчане должны жить в хорошем месте  – рядом должны быть лес, река. 25 декабря 1960 года лесную тишину морозного утра разорвал звук тракторов – осваивать целину прибыли первые строители. О том, что происходило здесь тогда,  сегодня может рассказать только Иван Васильевич Коршин – из 26 первопроходцев в живых остался он один.  

 
Иван Васильевич Коршин, первопроходец:
– Сказали: вот вам два часа на сборы. Приехал я домой, написал записку жене – уехал строить новый город. Загрузились, экскаватор загнали на лыжи и поехали. Вечером приехали в Ахтубу. С нами был заядлый охотник, он в честь нашего приезда  дал выстрел – салют своего рода.  Зима холодная была. А когда весной снег растаял – тонули в грязи. Но не побоялись трудностей, остались. Своими руками построили такой прекрасный город.
Энтузиасты, действительно, не испугались – напротив, их с каждым днем становилось все больше. Им, молодым и дерзким, было всё по плечу. Жить вместе с семьями приходилось в вагончиках или вырытых землянках, морозы стояли такие, что наутро у людей к стенам примерзали волосы, были постоянные перебои с продуктами и питьевой водой, не было ни школы, ни больницы. Но они строили самый лучший город на Каме. Спустя год после прибытия первопроходцев здесь стояло несколько жилых бараков. В таких же расположились больница, парикмахерская, столовая, магазин.
 
Весной приступили к сооружению автомобильных и железных дорог, сетей электро- и водоснабжения. Начала работать своя хлебопекарня.
 

 
 
Работая, не забывали и об отдыхе. Самые инициативные организовали клуб «Строитель». С того дня ни один вечер не обходился без кино и танцев. Более того, для детей организовали кружки. Надежда Михайловна Абдуллина была одной из тех, кто посещал эти кружки. 
 
Надежда Абдуллина, заслуженный работник культуры РТ:
–  Все праздники проходили в этом клубе. Он нам казался большим, интересным, красивым. Ставили елку до потолка. Все, кто там жил, приходили туда на праздники. Жили весело, все знали друг друга.
1962 год изменил многое. Стройка получила новый статус – Всесоюзная ударная комсомольская. Со всех городов и сел Советского Союза  на эти земли стекались добровольцы. Во временных бараках заработали почта, милиция, детский ясли-сад, сберкасса, кирпичная столовая на 150 мест, была построена котельная.  Свои двери открыли банно-прачечный комбинат и первая школа. Это был уже целый поселок, который в народе сразу окрестили поселком Строителей. В мае  через временный трансформатор подстанции у БСИ Нижнекамскую электрическую сеть подключили к государственной линии энергоснабжения. Это позволило без перебоев работать растворно-бетонному узлу, пилораме, лесопилке и мастерским.
 
Параллельно со строительством в поселке велись работы на площадке будущего химкомбината. Вырубали леса под первую очередь для строительства, очищали территорию от пней и мусора. Строительство заводов пошло полным ходом лишь в 1963 году. В марте был уложен первый кубометр бетона под фундамент будущих объектов нефтехимкомбината, а уже в мае началось сооружение центральной газофракционирующей установки. Чтобы на заводе трудились свои собственные квалифицированные кадры, в этом же году молодежь смогла начать обучение в НХТИ.
 
На должность директора Нижнекамского химкомбината был направлен заместитель начальника Управления химической промышленности Татарского Совнархоза Николай Лемаев. Николай Васильевич оставался на посту генерального директора «Нижнекамскнефтехима» без малого три десятка лет. Позднее занял  должность министра нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности Советского Союза. 

 
С июня начался ввод капитального жилья. Первые нижнекамцы заселились в три новых жилых дома, начали работать музыкальная школа, гастроном «Кама» и кафе «Юность», при поликлинике Нижнекамской участковой больницы организован пункт скорой медицинской помощи.
 
Размах стройки был настолько грандиозен, а темпы так велики, что был образован трест «Татэнергострой», объединивший 7 строительно-монтажных управлений. Его начальником стал Евгений Никифорович Королев, мечта которого была «построить город без окраин». 

1964 год. Возводимые объекты, особенно нефтехимкомбината, постоянно задыхались от недостатка строительных материалов. Конструкции из стали и бетона не успевали поступать из других областей и республик страны. Требовалась своя база строительной индустрии, в первую очередь был нужен завод железобетонных конструкций. Он появился в декабре.
 
Из первых партий продукции построили магазин «Галантерея» и школу № 2. Новогодним подарком в этом году для нижнекамцев стало открытие кинотеатра «Восход».  31  декабря состоялся первый показ – на экранах шел фильм  «Парижские нравы». Тем временем началось строительство первой высотки на Юности, 5 – ее строили после основной работы на общественных началах. Хаматхасан Гиззатуллович – один из тех, кто возводил этот девятиэтажный дом.
 
Хаматхасан Халиуллин, первостроитель Нижнекамска:
–  Скажу прямо, работать было очень трудно – в первую смену работали на своих производствах, а во вторую уже организовывали здесь и работали до 11 ночи. Кладку пришлось вести зимой. Осенью делали фундамент, сроки поджимали. Не хватало кирпича, пришлось пойти на «партизанщину» – без разрешения привозили его сюда.
Конец первой пятилетки – это время нижнекамской медицины. Именно в этот год построено больше всего объектов здравоохранения. Начала строиться первая типовая медсанчасть нефтехимиков, создана станция скорой медицинской помощи и филиал районной санэпидстанции. Без подписи последней службы не сдавался ни один объект как в городе, так и на химкомбинате.
 
Вспоминает бывший главный врач санэпидстанции Зинфера Мурзагитовна Лазарева:
– Мы, как члены госкомиссии,  контролировали промышленность, город и село. Все это было на наших плечах. У нас вначале была лошадь, потом мотоцикл, потом машину дали.  Вот так мы работали. Никогда не забуду, как однажды поехали с проверкой в поселок Строителей. Пришла в столовую. Вы знаете – идеальная чистота. Я поразилась – пол выскоблен, кастрюли блестят, а на улице такая грязь. Ни асфальта, ничего. И тьма людей…
Людей в тот год, действительно, было много. Если в 1961 году здесь жило и работало чуть более четырех тысяч человек, то к концу первой пятилетки  город на Каме строили около 17 тысяч. С ростом населения требовалось ускоренное развитие социальной инфраструктуры. В городе создали Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие. Нижнекамск уже не был полем: это был пусть еще совсем небольшой, но всё-таки город.
+ 0 -

Читайте также:

  • Яндекс.Метрика