Телефон редакции:

42-35-45

Рассказать новость


-1°C. Завтра:-7...-1°C

Все материалы категории: Такая жизнь / Здесь был я

Про театр, Золотую Орду и немцев

19-07-2016, 21:17,

Нашли ошибку в тексте? Выделите и нажмите CTRL+ENTER!

Про театр, Золотую Орду и немцев Фото: Н.Чумакова и из личного архива
«Наконец-то я в балете, я забыла всё на свете…Наконец-то я в театре, как я этого ждала!».

 

Эти строчки из знаменитого стихотворения Агнии Барто полностью отражали моё состояние, когда я заходила в вестибюль Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля.

 
Вчера и сегодня

Ещё стоя перед входом в театр, не могла налюбоваться его красотой: величавым видом, потрясающими скульптурами, белоснежными колоннами. Всегда ли он был таким? Вспоминаю рассказ моей бабушки Жанны Гаффаровны Сабитовой, которая училась в КГУ в послевоенное время, когда, кстати, и начали  строить театр.

- Это был конец 40-х годов, – вспоминает она. – Проходя по улице вдоль забора, мы увидели работающих за ним мужчин в шинелях. Стоящие тут же женщины сказали: «Это пленные немцы строят театр оперы и балета. Они голодные, мы им хлеба принесли». Позже, спустя десятилетия, я была в этом театре уже на спектакле по роману Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

Вот так один театр в разные времена вызывает противоречивые чувства. Сейчас, находясь на залитой солнцем площади Свободы, я с трудом могу себе представить ту стройку в суровую послевоенную зиму.

 

 

Интересно, что на сегодняшнюю постановку пришли посмотреть и иностранцы. Как знать, может, среди них были потомки тех самых немцев? Полностью здание театра было построено в 1956 году по проекту архитекторов Скворцова и Гайнутдинова. Фасады и внутренние интерьеры выдержаны в стиле неоклассицизма, также можно увидеть татарские национальные орнаменты и элементы декоративно-прикладного искусства. В 2005 году театр перенес капитальную реконструкцию.

 

Сегодня техническая оснащенность на уровне европейских стандартов позволяет театру создавать новаторские спектакли со сложной сценографией, световыми и другими эффектами, в чём мы и убедились.

 
«Золотая Орда»: назад в прошлое


Я ещё не сказала, на какую постановку мне удалось попасть? Посчастливилось увидеть знаменитый балет «Золотая Орда». Почему знаменитый? Судите сами: мировая премьера балета состоялась в 2013 году, спектакль был удостоен Государственной премии РТ им. Г. Тукая, транслировался на 40 стран по европейскому телеканалу «Mezzo». Кстати, нынче показали балет именно в июне потому, что чествовали юбиляра – народную артистку Татарстана, заслуженного деятеля искусств России и Татарстана, лауреата Государственной премии РТ им. Г. Тукая Резеду Ахиярову. 

 

– Страницы истории моего народа всегда волновали моё творческое воображение, – рассказывает Резеда Ахиярова (высказывание цитируем из программы к спектаклю). – Корни татарского народа уходят в историю мощнейшей мировой цивилизации – Золотой Орды. Поэтому я с удовольствием приняла идею создания балета на эту тему, предложенную Ренатом Харисом. Балет, конечно же, не может объять все события, происходившие в Золотой Орде. Мы, ограниченные жанровыми и временными рамками, стремились передать дух того грозного времени и запечатлеть лишь некоторые моменты начала трагического крушения великого государства. Во все века, с самого начала возникновения человечества и по сей день, существовали и будут существовать сильнейшие страсти, толкающие людей на решающие поступки – это любовь, ревность и предательство. Именно эти чувства представляют суть музыки этого балета, ибо я воспринимала события тех времён через призму прекрасной и в то же время трагичной любви и сопереживала.

Балет «Золотая Орда» был написан по заказу Татарского театра оперы и балета. Работа над  спектаклем длилась три года: либретто сочинил народный поэт Татарстана Ренат Харис, сценография и костюмы выполнены украинскими художниками Андреем Злобиным и Анной Ипатьевой,  балетмейстером масштабной постановки выступил российский хореограф Георгий Ковтун.

 

Главные партии в спектакле исполнили Александра Елагина, Нурлан Канетов, Михаил Тимаев, Артем Белов, Акжол Мусаханов, Максим Поцелуйко, Глеб Кораблев. За дирижерским пультом стоял заслуженный артист России, народный артист Татарстана Ренат Салаватов.

В балете были показаны события последних годов существования государства Золотая Орда. Пересказывать сюжетную линию не стоит, так как без выразительного балетного танца она теряет своё очарование. Но про центральный персонаж, который не раз появляется на сцене, всё же скажу – им стал Дух хана Батыя, который ходил по необъятным просторам своих владений и тащил за собой Арбу судьбы могущественной Золотой Орды. В прошлом году исполнитель этой роли Михаил Тимаев был удостоен Государственной премии РТ им.Г.Тукая за исполнение партии Духа хана Батыя.

 

 
В спектакле участвовали артисты балета, хора, оркестра, мимического ансамбля театра, а также учащиеся Казанского хореографического училища. Хореография балета здесь отличается большой сложностью, характерным сочетанием классических и современных элементов, изобретательностью сцен, выразительностью дуэтов и ансамблей. 
 
Отдельная тема разговора – это декорации. В этой постановке они не мертвый фон – они живые. Вот мирно текущая река под карканье ворон и удары мечей превращается в кровавый поток или из шикарного дворца хана мы вдруг оказываемся на поле боя с кроваво-красным небом и бегущими по полю конями. Стоит ли говорить о нарядах артистов? Безусловно, каждый в отдельности – шедевр, поражающий воображение.

Кто же из нас не мечтает оказаться в настоящей сказке? Согласитесь, ведь иногда хочется чего-то нового и необыкновенного, волшебства, в конце концов.

 


Театр – это именно то место, где реальное переплетается с вымышленным, где нет пределов фантазии, где волшебство становится настоящим.

Пожалуйста, оцените статью:

5

Нравится

0

Не нравится
Следите за нами в группах ВКонтакте и Facebook, а еще в Telegram

Автор:

Галина Нестерова

// Нижнекамское Время, № 27/2016

4 289
  • Комментировать