Родственники в реанимации – пускать или нет?

В Госдуму внесли законопроект, который может позволить родственникам и законным представителям беспрепятственно посещать больного в реанимации. Вопрос этот крайне щепетильный. В каждой ситуации есть две стороны медали.

 

За и против

 

Если рассматривать ситуацию глазами врача, можно понять его точку зрения: пациент только что прооперирован и находится в тяжелом состоянии. Больной подключен к системам жизнеобеспечения, к капельнице, датчики транслируют на мониторы информацию о его состоянии. Человек нуждается в усиленном внимании со стороны профессионалов и должен быть максимально защищен от любых угроз извне – к примеру, в виде инфекций.

Родственники данную картину видят совершенно иначе. Как правило, они считают, что их близкий никому из медперсонала не нужен, за ним следят, по их мнению, недостаточно, он весь опутан какими-то трубками, и, безусловно, ему крайне необходима помощь самых родных людей! И здесь надо признать, что такое мнение достаточно распространенное. И родственников можно понять – они находятся в состоянии стресса и бывают крайне недовольны решением врачей, отказывающих им в допуске к больному, а потому некоторые пишут жалобы, бывает, и скандалят…


Есть еще и третья сторона – это сам пациент, который находится в реанимации, как правило, не в самом приглядном виде, борясь вместе с врачами за свою жизнь, нередко пытаясь ухватиться за последний шанс. И у него тоже есть свое мнение, которое может совпадать или не совпадать с мнением упомянутых сторон!


Так на чьей же стороне правда? Допускать или нет родственников к тяжелым больным? И как с этим обстоят дела в Нижнекамске? Ответы на эти вопросы мы попытались найти, поговорив с ведущими врачами и жителями нашего города.

 

Взрослые пациенты


На базе Центральной районной многопрофильной больницы (ЦРМБ) четыре реанимации. Здесь установлены четкие правила посещения родственниками находящихся в них пациентов. Они определены приказом Министерства здравоохранения России и содержат ряд требований. Среди основных условий – отсутствие у посетителей каких-либо признаков инфекции даже в самой легкой форме, абсолютная трезвость. Кроме того, посетителям запрещено приносить с собой сотовые телефоны и любые электронные приборы.

 

Категорически запрещено заходить к больному в реанимацию детям до 14 лет. И еще: если в отведенное для посещений время в реанимации проводятся какие-либо манипуляции и процедуры, при которых нельзя присутствовать посторонним, гостям могут не разрешить пройти в палату.

– Пускать или не пускать родственников и близких в реанимацию – это вопрос, который требует индивидуального решения, и здесь всегда можно найти компромисс, – считает заместитель главного врача по медицинской части ЦРМБ Марс Мустафин. – У нас ведь не тюрьма и не закрытое учреждение. Люди всегда выражают желание увидеться с близкими. И нередко это имеет положительный эффект для выздоравливающего пациента, особенно когда это люди пожилого возраста. К некоторым мы даже специально приглашаем родных, чтобы они пообщались, покормили больного, поухаживали за ним… И наши пациенты очень положительно реагируют на это своими медицинскими показателями.

Бывают случаи, когда к реанимируемому больному приезжают родственники издалека или когда пациент находится в предсмертном состоянии. В таких случаях просьба пройти к близкому человеку практически всегда решается положительно.
– Но есть и спорные моменты в этом вопросе. В Нижнекамске нет индивидуальной реанимации, поэтому у нас в одной палате одновременно находятся по нескольку человек с самыми различными патологиями, а кто-то даже в крайне тяжелом состоянии. И надо понимать, что те, кто пришел к своему родственнику, могут нервировать других наших пациентов. Ведь это справедливо, что человек не хочет, чтобы посторонние люди видели его в неприглядном состоянии. Даже сам факт нахождения рядом незнакомых людей может оказаться травмой, – вполне справедливо и обоснованно считает Марс Мустафин.

Что касается инициативы депутатов Государственной Думы о беспрепятственном посещении больных, находящихся в реанимации, то нижнекамские врачи готовы поддержать такое решение, но считают обязательным внести в него определенные ограничения.
– Важно не допускать к таким пациентам маленьких детей. Повторюсь, больной, как правило, после травм или обширных операций находится в тяжелом состоянии, и все это может стать для ребенка настоящим шоком. Ну и соблюдение эпидемиологических норм – это также один из ключевых факторов при получении разрешения на вход. Любая инфекция, занесенная родственниками, может пагубно сказаться на результатах лечения не только их близкого, но и всех, кто находится на тот момент в палате, – отмечает Марс Мустафин.

При подготовке этого материала мы пообщались не только с Марсом Харисовичем, но и его коллегами, которые не пожелали себя называть. Среди них оказалось немало тех, кто является противником допуска родственников в реанимацию. Своё мнение они аргументируют прежде всего правами своих пациентов и проблемами, которые посетители могут создать врачам во время лечебных процедур. К тому же многие специалисты, причем самого высокого уровня, считают, что пациенты не нуждаются в присмотре родных и близких, так как врачами и медсестрами организован профессиональный круглосуточный уход за больными и их состоянием

 

Дети в реанимации


Что касается допуска в реанимацию к ребенку, то, с одной стороны, федеральный закон «Об основах охраны здоровья» дает возможность родителям находиться вместе с детьми в медучреждениях, но об отделениях реанимации и интенсивной терапии там ничего не написано. Получается, что запрета нет, но нет и разрешения.

– В отделении детской реанимации посещение и нахождение родителей с больными детьми никогда не ограничивалось, – рассказал нам в разговоре заместитель главного врача Детской городской больницы с перинатальным центром Наиль Файзрахманов. – Единственное – это должно быть предварительно согласовано с лечащим врачом ребенка и заведующим отделением.

Кроме того, лица, которые посещают больных, должны ознакомиться с правилами. Они идентичны тем требованиям, которые выдвинуты к взрослой реанимации, и о них мы рассказали выше.
– За годы моей работы каких-то курьезных случаев при нахождении родителей с детьми в реанимации я не припомню. Наоборот, это создает комфортную психологическую среду для наших маленьких пациентов и способствует взаимопониманию между мамами и медперсоналом, что, в свою очередь, максимально положительно отображается на лечебном процессе. Я уже не говорю о том, как важно присутствие матери для грудного ребенка, – считает Наиль Файзрахманов.

Если подвести итоги, получается, что Нижнекамск опередил идею депутатов Государственной Думы о допуске родственников в отделения реанимации и интенсивной терапии. В нашем городе нет остроты в данном вопросе. Но близким людей, которые находятся в тяжелом положении, все же необходимо иметь благоразумие и доверять нашим врачам, понять, что больной находится в надежных руках.

 
Важно знать еще и то, что ассоциации с сериалами, особенно снятыми за рубежом, где близкие вечно толпятся у постели больного, неуместны: это всего лишь задумка сценаристов. Ситуация с допуском к экстренным больным в целом везде такая же, как и в Нижнекамске.

 

Мнение нижнекамцев


Стоит ли разрешить родственникам посещать больных в реанимации?


Павел Проснев:
– Не просто стоит, а необходимо. Реанимация – в некотором смысле «мостик» между жизнью и смертью. Безусловно, пропускной режим посещения должен отличаться от режима при посещении больных в обычных отделениях. Но само посещение должно быть разрешено.


Шамсина Эльмира:
– Думаю, не стоит это разрешать. Пусть лучше медики будут рядом. А с родственниками процесс выздоровления ускоряется уже в палате.


Лилия Валиуллина:
– Конечно, каждый случай индивидуален. Но если брать в целом, думаю, стоит. Родственники пациента своим присутствием подбадривают больного, вселяют надежду на скорейшее выздоровление.


Наталья Сафина:
– Во время проведения процедур, скорее всего, нет, а в остальное время, я считаю, посещения обязательно надо разрешить.


Раиса Повёлкина:
– Считаю, что должны. Ведь тем, кто находится в реанимации, особенно нужна психологическая поддержка родных и близких. Я это не раз испытывала на себе.


Екатерина Разина:
– Больные в реанимации бывают разные. Некритические больные находятся там несколько дней, к ним пускать не надо – нечего там толпиться, место всё-таки специфическое. А вот если больной в реанимации очень тяжёлый и врачи точно знают, что жить ему осталось день-два, то медики должны пускать близких попрощаться.


Екатерина Юртаева:
– Я считаю, что нужно разрешать, но чтобы родственники не мешали медперсоналу. Иногда это последний шанс проститься с умирающим пациентом. В некоторых случаях посещение родственника идет на пользу больному. Решающий голос должен оставаться за лечащим врачом.


Татьяна Красильникова:
– У моей знакомой был случай, когда ее муж очень долгое время находился в реанимации. Она просила врачей пустить её к нему, но ей всегда отказывали. В итоге человек умер, а с ним так и не простились самые близкие люди. Если всё совсем безнадёжно, мне кажется, было бы справедливо пустить родственников к больному.

+ +1 -

Читайте также:

  • Яндекс.Метрика