Актрисы непростого ремесла

Актрисы непростого ремесла
Фото: ТЮЗ

25 лет со дня основания в этом году отмечает нижнекамский Театр юного зрителя. О творчестве и проблемах театра нам рассказали актрисы Татьяна Каюмова, Светлана Таланова и Наталья Денисова.
  

В 1999 году после окончания школы Татьяна Каюмова долго размышляла над тем, куда пойти учиться. И тут её пригласили в Театр юного зрителя, причём без специального образования. Его она получила немного позднее.

 

Светлана, в отличие от Тани, после окончания школы в 2002 году сразу решила идти в театр, решив, что специального образования для этого не нужно. Однако была направлена на учёбу в Елабужский колледж культуры и искусств, где училась Татьяна. После обучения её с удовольствием приняли в творческий коллектив ТЮЗа.

Слева направо: Татьяна Каюмова, Наталья Денисова и Светлана Таланова


Наташа вообще не планировала становиться актрисой. У неё была активная  и насыщенная школьная жизнь, и она никак не могла решить, кем ей стать. Переезд в Елабугу решил эту проблему. Там она закончила тот же колледж культуры, что и её коллеги по цеху, после чего стала частью дружной команды. Театральные подмостки стали для девушек не только местом интересной работы, но и крепкой дружбы.


– За столько лет в театре вами сыграна не одна роль. Какие роли вам были по душе, а какие давались с трудом?


Татьяна:

– Конкретной нелюбимой роли у меня не было. Раньше я часто играла Незнайку, Алёнушку, Буратино, но со временем я «наелась» этим, и душа требовала чего-то глобального и отрицательного. Как-то начали ставить спектакль, где меня пробовали на две роли: положительную и отрицательную. Напарница Таня Непряхина предложила мне «завалить» роль Алёнушки, чтобы в паре с ней играть двух шкодниц. Я не смогла предать саму себя и отыграла хорошо. Пришлось играть Алёнушку. Ещё одна из любимых ролей – Матрона в «Женитьбе Бальзаминова».


Светлана:

– Вообще я люблю перевоплощаться, и поэтому, когда мне давали роль мальчика в постановках, я ничего против не имела. Однако была у меня одна мужская роль, которую я, мягко говоря, недолюбливала. Но зато я обожаю играть Бабу-Ягу, это один из  моих любимых персонажей. Любые роли можно как обожать, так и ненавидеть.


Наталья:

– Помню, я только пришла в театр, и мне сразу дали роль. Мне этот Петух был, как кость в горле, у меня он не получался, репетировать не хотелось. Да ещё актёр Леонид Маслов до этого так здорово играл этого Петуха, что мне казалось, что я точно не справлюсь. В итоге с Петухом у нас не сложилось (улыбается). А вообще мне очень хочется сыграть очень отрицательного персонажа, чтобы он был ужасным, но ярким.


– Как идёт подготовка к ролям? Вы переносите жизнь персонажей в семью?


Наталья:

– Работа всегда идёт параллельно с нашей жизнью. Иногда, когда мою посуду, ловлю себя на том, что бормочу что-то под нос, репетирую, вживаюсь в роль. И если в это время внезапно подойдёт супруг и что-то спросит, то я даже пугаюсь, а он сразу понимает, что я только что была совсем в другой реальности.


Светлана:

– Недавно мне дали роль кошки, и я, придя домой, решила отрепетировать её на дочке. Начала около неё мурлыкать, ластиться, садиться на колени, умываться. Хорошо, что она понимает, кем я работаю, поэтому относится ко мне с пониманием и долей юмора.


Татьяна:

–  После распределения ролей перед нами ставят определённую задачу – наблюдение. В этот раз мы играем животных и поэтому часто наблюдаем то, как себя ведут кошки или собаки. Это интересно и даёт возможность лучше вжиться в образ.


– Как актёр должен справляться с волнением, особенно когда речь идёт о премьере?


Татьяна:

– Премьера – это всегда очень волнительно. Я в такие минуты отхожу в сторону, чтобы собраться с мыслями и помолиться. В этот момент мне хочется остаться одной. А вообще первый шаг на сцену решает всё. Как ты выйдешь, так зритель и будет тебя воспринимать.


– Случается ли так, что вы забываете слова?


Светлана:

– Редко, но случается. Если это проза, то выкрутиться можно, и зритель ничего не заметит. Куда хуже, когда спектакль написан в стихах. Но и тут ты на ходу начинаешь сочинять стихи, причём так, чтобы и в рифму было, и в тему. Мне кажется, что это происходит в состоянии аффекта.


– С вами в последнее время работают не только местные режиссеры, но и профессионалы из Санкт-Петербурга. Как вам с ними работается?


Наталья:

– Порой роли даются кровью, потом и даже, бывает, сломанными пальцами. Режиссёры вытаскивают из нас такие возможности, о которых мы сами не знали. Иногда я твержу им: «Не смогу! Не справлюсь! Не умею!», но потом иду и делаю и сама себе удивляюсь.


Таня:

– Местные режиссёры знают, на что мы способны, как с нами работать, какую роль лучше дать. Для приезжих мы – как чистый лист, и они умудряются лепить из нас что-то необыкновенное и интересное, причём как для зрителя, так и для нас самих.


Светлана:

– С любым режиссёром всегда интересно работать. У всех разный подход, и у каждого есть чему поучиться. Я никогда не умела лазать по канату, а теперь делаю это лучше мальчишек. Даже наш любимый хореограф Светлана Скасырская знает нашу психофизику больше, чем мы, и ставит нам такие сложные танцы, что поражает – как она вообще нам может такое доверить!

– Как идёт подготовка к роли? Вы смотрите спектакли, которые уже поставлены по той или иной пьесе?


Татьяна:

– Ни в коем случае. Это непрофессионально, так не делает ни один актёр, ведь есть риск сдублировать роль и стать лишь копией, не внеся ничего нового в свой персонаж.


– Что особенного должно быть в костюме актёра, чтобы он дополнял образ своего героя?


Наталья:

– Любая роль может пойти насмарку, если в костюме неудобно работать. В идеале, когда костюмы готовы во время репетиции, тогда мы сливаемся в единое целое. Актёр уже знает возможности своего костюма и учиться в нём работать.


– Какой зритель более капризный: взрослые или дети?


Татьяна:

– Однозначно взрослые. С детьми проще, по ним сразу видно, нравится им постановка или нет. На очень серьёзном спектакле «Не покидай меня» мы услышали, как в одном из самых драматических моментов пожилая пара стала громко обсуждать, было ли такое во время войны или нет. Для актёров это стало настоящим испытанием.


– Как насчёт культуры зрителей? Раздражает, когда во время спектакля звонят сотовые?


– Бесят! – хором восклицают актрисы. – Особенно когда телефон звонит у актёров.


Татьяна:

– Вообще культуру в человеке необходимо воспитывать с раннего детва. Мы проводим даже мастер-классы, на которых рассказываем детям, как вести себя в театре. Это правильно, и ребёнок, уже став взрослым, знает, что на спектакль следует приходить заранее, надев красивый костюм, выключить телефон и перенестись вместе с актёрами в волшебный мир театра.


 – Приходилось ли вам разыгрывать друг друга прямо во время спектакля?


Света:

– Конечно! Это очень подстёгивает, когда твой коллега вдруг решает немного изменить ход действия, принеся, например, не тот реквизит. И тут включаешь всё своё актёрское мастерство, чтобы сыграть так, чтобы никто ничего не заметил.


Татьяна:

– Как-то в чай, который играл роль коньяка, наши ребята  насыпали соль. Я, разумеется, об этом не знала и выпила. Это было ужасно и противно, но делать было нечего, пришлось изображать, что коньяк оказался более крепким, чем я ожидала.


Наталья:

– Конечно, никто ни на кого не обижается. В нашем коллективе нет соперничества – это обычные дружеские приколы, которые лишь сплачивают нашу труппу.
 

Театр должен жить


– Может, кто-то думает: «Да зачем нам этот театр? Сейчас есть кинотеатры, компьютерные игры и т. д.». Не спешите с выводами. Театр просто необходим городу, людям. В первую очередь для духовного развития. Людям всегда нужно зеркало, чтобы увидеть свои недостатки и исправить, и именно таким зеркалом является театр, – считают артисты театра. – 27 марта наш профессиональный праздник – День театра. Пользуясь случаем, хотим поздравить наш дружный и любимый коллектив Театра юного зрителя с нашим праздником, пожелать нам сплоченности в трудные минуты, терпения, добра и любви. А также мы хотим поздравить все нижнекамские театры. Творческих вам успехов, коллеги, процветания и доброго зрителя!


От автора
 

Примерно год назад Театр юного зрителя съехал из районного Дома культуры на Красном Ключе, в котором базировался последние несколько лет. Труппа переехала в пустое здание бывшего технологического колледжа № 62. Такие перестановки не могли не сказаться на эмоциональном состоянии актёров, ведь для творческого человека, в первую очередь, нужна во всём гармония. Жаль, что любимый многими театр с репертуаром на любого зрителя, с замечательным составом актёров, режиссёров и костюмеров за 25 лет не заслужил достойного здания, а ведь в республике всего два Театра юного зрителя.

 

Редакция газеты «Нижнекамское Время» поздравляет Театр юного зрителя с 25-летним юбилеем и желает коллективу творческих успехов, новых спектаклей и большого роста на его поприще!

+ +8 -

Читайте также:

  • Яндекс.Метрика