После этих фраз ваш телефон будут прослушивать

11-окт Алена Никитина 2 955 Фото: pixabay.com

Еще каких-то несколько лет назад большинство людей со снисходительным скепсисом относились к заявлениям о прослушке телефонов.


Однако на сегодняшний день почти каждый, хоть немного просвещённый в вопросах кибербезопасности, знает, как нашими данными приторговывают разные крупные корпорации.


Так прослушка телефонов кажется нее такой уж и небылицей. Кто это делает и как в итоге используются полученные сведения - попробуем разобраться.

Подслушивает ли смартфон ваши разговоры

Сэм Николс, журналист издания Vice, однажды сидел со своим приятелем и обсуждал недавнюю поездку в Японию. Друзья разговорились, начали мечтать о следующем путешествии. А наутро увидели в Facebook рекламу дешёвых билетов в Токио. Хоть это и выглядело как простое, но жутковатое совпадение, Сэм насторожился и начал опрашивать знакомых. Журналист убедился, что подобные истории случались у многих. Поэтому в августе 2018 года Николс провёл расследование.

Журналист пообщался с Питером Хенвеем - экспертом отдела кибербезопасности компании Asterisk. Специалист утверждает, что смартфоны нас действительно могут подслушивать, но не всё так просто. Телефон не отправляет на серверы «корпораций зла» постоянные записи микрофона. Однако, по всей видимости, он включает запись после определённых слов или фраз, которые принято называть триггерами (спусковыми крючками).

Многие из читателей знакомы с популярными фразами-триггерами - «Привет, Siri» или «ОК, Google». Вы не нажимаете ничего на своём смартфоне, но при произнесении этих слов включается микрофон и начинается прослушка. Впрочем, у голосовых помощников она сопровождается явным указанием на экране, что телефон вас слушает.

Сэм Николс решил проверить это предположение. В течение пяти дней он иногда брал свой смартфон в руки и произносил фразы, которые, по его мнению, могли бы запустить прослушку. Он рассказывал о своём желании получить второе образование, о необходимости в новых джинсах и о многих других повседневных вещах так, словно рассказывал о них приятелю. Результат не заставил себя ждать — Сэм начал получать рекламу в Facebook, которой раньше там никогда не было.


- Изменения на моей страничке в фейсбуке произошли буквально за одну ночь. Неожиданно мне начали предлагать курсы в разных университетах, а также доступные бренды одежды. Частная беседа с другом о том, как у меня заканчивается память на компе, привела к объявлению о дешевых картах данных на 20 ГБ, - признается Сэм Николс


Питер Хенвей предполагает, что у таких крупных приложений, как Facebook или Instagram, могут быть тысячи триггеров. Вычислить их «вручную», с помощью эксперимента Николса, не представляется возможным.


Зачем это нужно

Ответ простой и прозаичный - прибыль. Маркетинг и таргетированная реклама — одни из самых прибыльных направлений бизнеса, поэтому владельцы крупных и популярных приложений довольно часто продают персональные данные пользователей, их поисковые запросы и другую информацию.

Если же вы не знакомы с этим явлением, то вот краткий ликбез. Вы искали в интернет-магазинах новый монитор. И на следующий день вас встречают рекламные баннеры на каждом втором сайте, которые предлагают вам различные мониторы по выгодным ценам. Это не совпадение - просто у рекламодателей есть данные о том, что вы запрашивали у поисковика магазины с мониторами.

То же самое может происходить и с вашими голосовыми записями. После озвучивания фразы-триггера смартфон может включить микрофон, а затем отправить записанную фразу на сервер для дальнейшей обработки.

Законно ли это

К сожалению, да. У каждой компании, которая выпускает различные приложения и другой софт, существуют специальные соглашения с конечным пользователем (да-да, те самые, которые мы принимаем, не читая). Они развязывают разработчикам руки в плане прослушки по триггерам и дальнейшей передачи этих сведений рекламодателям. При этом правила App Store и Google Play такие приложения не нарушают - они ведь запросили у вас разрешения на использование микрофона! Стало быть, использование слов-триггеров нельзя вменить им в вину.

Другой вопрос, сознаются ли они в этом публично. Представители Google и Facebook пока отрицают, что каким-либо образом шпионят за своими пользователями. Очевидно, что даже несмотря на законность таких действий, они сильно подпортят свою репутацию подобным заявлением.

Но многих пользователей уже не убедить публичными высказываниями — не далее как в сентябре 2019 года Google были вынуждены выплатить рекордно большой штраф (170 млн долларов) за сбор, хранение и использование персональных данных детей. Эти сведения собирались на YouTube без согласия самих несовершеннолетних и их родителей, а затем использовались для таргетированной рекламы.

Можно ли избежать прослушки

Что же остаётся делать рядовому пользователю? Вариантов не так много. Во-первых, не скачивать крупные популярные приложения или вовсе отказаться от пользования смартфоном. В наше время этот вариант маловероятен - без смартфона многие люди могут оказаться отрезанными от приятелей, коллег и начальства, родственников. Однако такой выход - самый надёжный в плане конфиденциальности ваших данных. Во-вторых, не предоставлять приложениям доступ к микрофону. Но и здесь есть свои минусы - например, если вам удобно отправлять голосовые сообщения. Либо остается смириться с тем, что реклама так или иначе будет вас преследовать. Пока что нет никаких данных, которые говорили бы, что сведения о вас продаются кому-то помимо рекламодателей. Хотя ужасно неприятно сознавать, что за вами не только следят, но и старательно втюхивают ненужный вам товар из-за нескольких брошенных фраз.


Чувствовать, что ты находишься под постоянным присмотром крупных компаний, ужасно неприятно. Не больше удовольствия доставляет таргетированная реклама, которая чаще приносит раздражение, нежели радость полезной покупки. Но спрятаться от этой слежки непросто, увы. Тем более, что слова-триггеры пока так и не изучены.


Источник