Лётчик Савкин: «И всё равно небо тянет»

Дочери Владимира Ивановича Савкина всегда гордились профессией своего отца. Ещё бы, ведь их папа – лётчик.

 

И несмотря на то, что он уже несколько лет не летает, они с удовольствием рассказывают о нём. Владимиру Ивановичу 60 лет. С самого детства, как и все его друзья, он мечтал о небе. И неспроста: в городе Красный Кут Саратовской области, где он вырос, находилось лётное училище пилотов гражданской авиации. Через два с половиной года учёбы молодой лётчик по распределению попал в город Саратов, но вскоре был направлен в Бугульму. 

 

Первой стальной птицей Владимира стал Ан-2, именуемый в народе «кукурузником». На нём перевозили пассажиров, грузы, опыляли поля, вносили удобрения. Молодому парню хотелось чего-то большего, ведь уже тогда летали более современные самолёты Як-40. Однако прежде чем сесть за штурвал такой машины, нужно было пройти несколько этапов: налетать необходимое количество часов вторым пилотом, пройти программу подготовки и стать командиром своего самолёта. И только потом можно было переучиваться управлению новой техникой. 

 

Следующим этапом стали полёты на Ан-24. На нём Владимир Иванович начал летать в 1984 году в Бегишево после переезда в Нижнекамск. Затем были Як-42, Ту-134. И на каждом самолёте он был командиром экипажа. Летал по всему СССР, а вот слетать за границу удалось только пару раз.

– Самое главное для командира – трезвый ум и холодный рассудок. Он должен быть профессионалом и суметь принять правильное решение в любой ситуации, – уверен Владимир Савкин. – В то время это было особенно необходимо. Сегодня самолёт всё больше напоминает компьютер.

А ещё важна команда, в которой работаешь. Главное в каждом экипаже – это взаимовыручка и поддержка. По словам бывшего лётчика, их команда была замечательной. Сейчас все члены экипажа живут в Нижнекамске, правда, встречаются редко: всё время уходит на детей и внуков. 

 

С супругой Валентиной Александровной они живут 37 лет.

– Она женщина-героиня, – говорит Владимир. – Когда я находился в командировке, вся семья была на ней. А я ведь мог отсутствовать несколько месяцев.

Когда выходила за него замуж, страшно не было, – признаётся Валентина Александровна. – По молодости этого не осознаёшь, только когда проходит время. Эти дни, месяцы ожидания, бессонные ночи, постоянный страх за него… А он никогда ничего не рассказывал, всё держал в себе.

Страхи были небезосновательными. В лётной карьере Владимира Ивановича было три аварийных случая, когда потребовалась экстренная посадка. Со всеми авариями экипаж каждый раз справлялся сам.

 

Лётная карьера закончилась в 2009 году. Но и после этого мужчина продолжает работать в аэропорту «Бегишево» дежурным штурманом. Но бывших лётчиков не бывает. Спуститься с неба на землю удалось с большим трудом.

– Для меня это стало катастрофой, целый год я был в депрессии, – признаётся Владимир Иванович. – Я очень люблю свою профессию, только сейчас более-менее успокоился. И во сне летаю всё реже и реже.

Но всё равно небо тянет, зовёт.

 

Он бережно хранит свои лётные книжки – карты, свидетельствующие о состоянии здоровья после медосмотра. А здоровье и поныне богатырское.

Владимир Иванович имеет почётный знак «Заслуженный работник транспорта РТ» и знак «Безаварийный налёт часов» (а их целых 15 тысяч). В архиве наград есть также «Благодарность за грамотные действия при вынужденной посадке» и различные грамоты.

В советском и современном кинематографе есть много фильмов о самолётах, лётчиках. Владимир Иванович дал оценку двум из них – «Экипаж» и «В бой идут одни старики».

– Хорошие фильмы. Такие экстренные случаи, как в «Экипаже», могут произойти, но и фантазии у сценаристов тоже много. К примеру, эпизод, когда герой Филатова пытался починить обшивку самолёта, – это нереально. «В бой идут одни старики» хорошо поставлен, реалистично. Но в большинстве фильмов авторы даже не вникают в эту область, – выразил своё мнение наш герой.

+ +1 -

Читайте также:

  • Яндекс.Метрика