Чтобы чувствовали себя своими
В обычных школах Нижнекамска учатся 294 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
С 1 сентября первоклассники с ОВЗ будут учиться по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Об особенностях нововведения мы поговорили с начальником Управления образования Нижнекамска Айдаром Фаретдиновым.
– Айдар Рафисович, какая работа будет проведена для того, чтобы в сентябре дети с ОВЗ смогли пойти в школы города?
– Для начала необходимо разобраться, кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это дети, прошедшие психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), на которой определяется образовательный маршрут ребёнка и прописываются необходимые условия.
Выделяют несколько видов нарушений у детей: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, умственная отсталость. В последнее время в отдельный вид выделены нарушения аутистического спектра. ПМПК будет определять вид нарушения и прописывать вариант обучения. К сожалению, есть факты, что родители детей с ОВЗ решают сами, когда ребёнку пойти в школу – в 7 или 8 лет, отдавать ли его в школу вообще.
Необходимо, чтобы все дети были охвачены образованием согласно своим возможностям. Не должно быть ни одного ребёнка вне поля нашего зрения. Для этого уже сегодня в каждом микрорайоне создана рабочая группа, в которую входят председатель СТОС, директора близлежащих школ и заведующие детскими садами, в дальнейшем планируется включить участковых инспекторов и педиатров.
– Что значит «вариант обучения»?
– Согласно стандартам для учащихся с ОВЗ существует четыре варианта: А, В, С, D. Вариант «А» предполагает обучение ребенка в так называемом инклюзивном классе – в классе с обычными сверстниками при создании определённых условий. Например, для школьника с нарушением опорно-двигательного аппарата физкультура заменяется на адаптивную физкультуру (ЛФК), учащиеся с тяжёлым нарушением речи обязательно должны заниматься с логопедом в рамках внеурочной деятельности и т. д.
Вариант «В» предполагает обучение ребёнка в специальном классе общеобразовательной школы. В этом классе, согласно нормативам, должно обучаться до 15 человек. Уже сейчас учителя, которые будут преподавать в этих классах, проходят курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования.
Если в коллегиальном заключении ПМПК для ребёнка прописаны варианты «С» и «D», это означает, что этому ребёнку необходимо создание специальных условий, которые возможны только в специальных школах. Сегодня эти школы называются «учреждениями, реализующими адаптированные программы для детей с ОВЗ», раньше так назывались коррекционные школы.
– Сколько коррекционных школ на сегодняшний день в Нижнекамске? Насколько актуально обучение на дому?
– Повторюсь, согласно новому закону об образовании, «коррекционными» специальные школы сейчас называть некорректно, сейчас они называются общеобразовательными учреждениями, реализующими адаптированные программы для детей с ОВЗ. В Нижнекамском районе работает шесть учреждений, в которых учатся дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальными нарушениями, дети с задержкой психического развития.
Кстати, Нижнекамский муниципальный район – один из немногих муниципалитетов Республики Татарстан, в котором есть условия для обучения детей со всеми видами нарушений, у нас в городе накоплен богатейший опыт в коррекционной работе.
Что касается обучения на дому, оно рекомендуется в крайних случаях, когда ребёнок действительно физически не может присутствовать на уроках в школе. В Нижнекамске 129 учеников вынуждены учиться дома. Однако мы делаем всё возможное, чтобы эти дети в любом случае находились в социуме и коллективе.
– У ребёнка с ОВЗ, который учится в обычной школе с обычными детьми, могут быть свои особенности. К примеру, он не успевает по одному-двум предметам или быстро устаёт. Что делать?
– Необходимым условием является индивидуальная работа учителей с учётом возможностей ребёнка. Готовность педагогов обучать детей с ОВЗ имеет большое значение при развитии инклюзивного обучения. Педагог должен знать особенности здоровья каждого ученика и нормально на это реагировать.
На сегодняшний день делается много: в рамках программы «Доступная среда» в 23 школах города и района проведены строительные работы с целью безбарьерного доступа для детей с ОВЗ, педагоги проходят обучение в области инклюзивного образования, уже второй год функционирует педагогическая мастерская «Инклюзивная школа», которая помогает учителям овладеть приёмами работы с учениками с ОВЗ. К сожалению, в мышлении взрослых и детей есть психологические барьеры, которые не снимутся только созданием безбарьерной среды.
Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, получение опыта взаимного уважения, терпимого отношения к окружающим – это наша общая задача: общественности, школы, семьи, СМИ. Нам необходимо сделать всё, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями здоровья получал знания наравне со всеми.
294 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья обучаются в обычных школах Нижнекамска. Это дети с нарушением слуха, зрения, тяжёлыми нарушениями речи.
27детей-колясочников учится в школах Нижнекамского муниципального района: 23 из них обучается в школе-интернате «Надежда», 4 – в массовых школах (трое из них обучаются на дому).
Мнения:
Лия Галиева, инвалид 3 группы, окончила школу в 2015 году:
– У меня обнаружили сахарный диабет, когда мне было 13 лет, и я сразу начала колоть инсулин. Инъекции делала 4 раза в день, даже в школе. Несколько раз в течение дня нужно было измерять уровень сахара в крови. В школе об этом знали все. Одноклассники меня поддерживали. Бывало, что из-за медицинских процедур опаздывала на урок. Не все преподаватели понимали моё положение, бывало, что намекали на то, что я пользуюсь своей болезнью. Но я как-то не заостряла на этом внимание, всё равно о школе остались тёплые воспоминания. Сейчас учусь в одном из казанских вузов.
Лилия Ахметзянова, мама здорового ребёнка:
– Моя дочь в этом году пойдёт в первый класс. И я не уверена, что она сразу подружится с особенным ребёнком. В нашем доме живёт такой мальчик. Каждый раз, проходя мимо него, дочь спрашивает: «Почему он такой?» И я каждый раз объясняю, что это человек, который болеет, но он такой же, как и мы. Тем не менее, она не может до конца это понять. Сама я не против особенных детей в школе, но готовы ли здоровые дети принять их?
Олеся Атаманова, воспитывает ребёнка-инвалида с ДЦП:
– Для нашего общества полезно, чтобы дети видели рядом с собой таких ребят, привыкали к ним. Только начинать это, на мой взгляд, нужно не с первого класса, а с детского сада. Я не верю, что особенные дети семилетнего возраста в школе среди здоровых станут своими, скорее, они будут изгоями.
Айгуль Мингазова, преподаватель английского языка, Елабуга:
– В классе, в котором я преподаю, есть двое детей-колясочников – брат и сестра. Если в первом классе они действительно передвигались посредством колясок, то сейчас – во втором – уже ходят с поддержкой. Их классный руководитель сделала всё, чтобы эти дети стали своими в классе. Более того, между здоровыми детьми разделены обязанности по отношению к этим ребятам: собрать портфель, сводить в туалет и т.д. У детей богатый словарный запас и отличная память, но мальчик читает и пишет с трудом. Я занимаюсь с этими детьми ещё и индивидуально, после уроков. Но среди сверстников их не выделяю, отношусь так же, как и ко всем. Касается это и оценок. Такие дети могут учиться с обычными, но готовить к этому нужно всех: и детей, и родителей, и преподавателей.
Наталья Шабалина, преподаватель начальных классов школы № 33:
– Я не против, если в мой класс придёт ребёнок-инвалид. Но это дополнительная нагрузка для учителя, ведь помимо ведения основных уроков емй нужно будет проводить индивидуальную работу. Есть ещё один момент: если дети, которые передвигаются сами, могут подняться на верхние этажи, то что делать колясочникам?