Не мешайте малышу познавать мир
«Я очень мнительная мама: постоянно боюсь за своего 3-летнего сына. Если
он быстро взбирается по лестнице, я уверена, что он споткнётся и упадёт. Если
будет стоять на пороге, то случайно закроет дверь и прищемит пальцы. Он не
любит давать руку, когда мы идём по улице, а мне страшно – кажется, что если он сойдёт с тротуара, то попадёт под машину. Мне
постоянно кажется, что его продует, даже в тёплую погоду. Другие мамы гораздо
спокойнее. Или безответственнее? Помогите разобраться», – делится
беспокойством Роза.
Марина Бесхвостова, психолог:
– Родительский контроль над
маленьким человечком – вещь хорошая и, безусловно, необходимая. Однако нельзя
забывать и о том, что именно родительские шаблоны поведения усваивает малыш.
Причём происходит это бессознательно, на уровне инстинктов. От того, как ведёт
себя мама, зависит и степень адаптации ребёнка в жизни.
Ребёнок 3-летнего возраста
познаёт мир по-своему. Ему просто необходимо всё потрогать, попробовать на язык,
вскарабкаться на высоту и прочее. Все действия, которые родителями оцениваются
как потенциально опасные, для ребёнка всего лишь степень его взаимодействия с
миром. Но если в это время слишком оберегать малыша, не давая ему познавать
предметы, которые его окружают, у ребёнка не сформируются необходимые навыки
поведения и реагирования. Если запрещать малышу быстро взбираться по лестнице,
опасаясь, что он упадёт, у него не сформируются необходимые нейронные связи в
мозге, которые потом будут оберегать его от потенциально опасных ситуаций.
Вот, например, ребёнок
балуется с дверью, и родитель, наблюдая это, понимает, что вероятность
прищемить пальцы очень высока. Нужно спокойно объяснить малышу, что если он
будет так баловаться с дверью, то может сделать себе больно. Естественно, что
малыш продолжит своё «исследование» мира и двери в том числе, пропуская
родительские предостережения мимо ушей. Однако если он случайно чуть прищемит
себе пальчики и почувствует боль, в его психике сформируется шаблон, который
впоследствии будет сигнализировать ему о том, что «совать пальцы в дверь
больно».
Понятно, что любому родителю
хочется оберегать своё чадо от боли и слёз, но следует понимать, что именно так
познаёт мир маленький человечек. И задача родителя лишь чуточку (незаметно и
ненавязчиво) контролировать и направлять действия малыша, ни в коем случае не
запрещая трогать, бегать, прыгать, падать и совать пальцы в разные «интересные места».
Естественно, нельзя оставлять
малыша один на один с тем, что его окружает, но позволить ему изучать
окружающий мир просто необходимо. Только так мы все учимся определять – какие
наши действия приводят к боли или слезам, что можно делать и что нет, когда
следует прислушаться к словам мамы, которая предупреждает о том, что будет
больно.