Про театр, Золотую Орду и немцев
Вчера и сегодня
Ещё стоя перед входом в театр, не могла налюбоваться его красотой: величавым видом, потрясающими скульптурами, белоснежными колоннами. Всегда ли он был таким? Вспоминаю рассказ моей бабушки Жанны Гаффаровны Сабитовой, которая училась в КГУ в послевоенное время, когда, кстати, и начали строить театр.
Вот так один театр в разные времена вызывает противоречивые чувства. Сейчас, находясь на залитой солнцем площади Свободы, я с трудом могу себе представить ту стройку в суровую послевоенную зиму.
Интересно, что на сегодняшнюю постановку пришли посмотреть и иностранцы. Как знать, может, среди них были потомки тех самых немцев? Полностью здание театра было построено в 1956 году по проекту архитекторов Скворцова и Гайнутдинова. Фасады и внутренние интерьеры выдержаны в стиле неоклассицизма, также можно увидеть татарские национальные орнаменты и элементы декоративно-прикладного искусства. В 2005 году театр перенес капитальную реконструкцию.
Сегодня техническая оснащенность на уровне европейских стандартов позволяет театру создавать новаторские спектакли со сложной сценографией, световыми и другими эффектами, в чём мы и убедились.
«Золотая Орда»: назад в прошлое
Я ещё не сказала, на какую постановку мне удалось попасть? Посчастливилось увидеть знаменитый балет «Золотая Орда». Почему знаменитый? Судите сами: мировая премьера балета состоялась в 2013 году, спектакль был удостоен Государственной премии РТ им. Г. Тукая, транслировался на 40 стран по европейскому телеканалу «Mezzo». Кстати, нынче показали балет именно в июне потому, что чествовали юбиляра – народную артистку Татарстана, заслуженного деятеля искусств России и Татарстана, лауреата Государственной премии РТ им. Г. Тукая Резеду Ахиярову.
Балет «Золотая Орда» был написан по заказу Татарского театра оперы и балета. Работа над спектаклем длилась три года: либретто сочинил народный поэт Татарстана Ренат Харис, сценография и костюмы выполнены украинскими художниками Андреем Злобиным и Анной Ипатьевой, балетмейстером масштабной постановки выступил российский хореограф Георгий Ковтун.
В балете были показаны события последних годов существования государства Золотая Орда. Пересказывать сюжетную линию не стоит, так как без выразительного балетного танца она теряет своё очарование. Но про центральный персонаж, который не раз появляется на сцене, всё же скажу – им стал Дух хана Батыя, который ходил по необъятным просторам своих владений и тащил за собой Арбу судьбы могущественной Золотой Орды. В прошлом году исполнитель этой роли Михаил Тимаев был удостоен Государственной премии РТ им.Г.Тукая за исполнение партии Духа хана Батыя.
Кто же из нас не мечтает оказаться в настоящей сказке? Согласитесь, ведь иногда хочется чего-то нового и необыкновенного, волшебства, в конце концов.
Театр – это именно то место, где реальное переплетается с вымышленным, где нет пределов фантазии, где волшебство становится настоящим.