Чёрный август коснулся и нижнекамцев
Конец 90-х. Молодой России он принес потрясений не меньше, чем начало десятилетия.
Именно в эти годы страна уходит в Интернет. Словарный запас населения стремительно пополняется такими словами, как «юзер», «хакер», «сервер». Три нуля отменила новая денежная реформа, 10 000 спокойно превратились в десятку. Впервые реформа не вызывает паники – в обиходе как старые, так и новые деньги. Начинается вторая чеченская компания. Именно чеченский след спецслужбы видят в серии терактов, которые повергают в шок всю страну. Сначала в Буйнакске, потом в Москве по ночам взрываются многоквартирные дома. Однако всем без исключения конец эпохи Ельцина запомнится «Чёрным августом» 1998 года. Дефолт коснулся каждого, в том числе и нижнекамцев.
Для Нижнекамска эта пятилетка началась с колокольного звона
Он зазвучал 19 января на колокольне только что возведенного храма Воскресения Христова. На открытии присутствовал сам митрополит Казанский Анастасий. 1996 год – год високосный. Несмотря на приметы и тяжелые для страны времена, Нижнекамск держится на плаву. Именно в это время много сил направлено на воспитание подрастающего поколения. Задача номер один –уберечь от криминала и социального дна, а для этого увлечь, заинтересовать, создать условия. Результат – в нашем городе проводится финал российского хоккейного турнира «Золотая шайба». Выбор неслучаен – в городе созданы все условия для развития детского хоккея. На него съехались 16 команд со всей России. Жили хоккеисты в лагере «Юность».
Команды сдружились, поэтому после турнира уезжали со слезами и словами благодарности – настолько всё было хорошо организовано. Победителем в той игре стала команда из Уренгоя, но довольны остались все. Это были не просто соревнования, это был праздник детского хоккея. Проведение столь масштабного мероприятия дало толчок для развития детского хоккея в Нижнекамске. Сегодня наши воспитанники приносят славу городу не только на площадках Татарстана, но и России.
Этот период стал расцветом движения КВН в Нижнекамске. Если сейчас в городе семь команд, то тогда их было 28. Развиваться помогали не только драйв, энергия, но и спонсорская поддержка. Доходило и до курьезов.
Домом КВН стал кинотеатр «Джалиль». В те смутные годы именно игра спасла многих от тюрьмы и алкоголизма, именно игра сделала их звездами. Ребята репетировали с утра до ночи. Зал на 800 мест всегда был полон.
Сокрушительный август 98-го
В 1998 году в прокат выходит фильм «Титаник». Крушение дорогого и непотопляемого экранного лайнера было очень похоже на другую катастрофу – не менее сокрушительную. 17 августа правительство и Центробанк выступают с совместным заявлением: курс рубля по отношению к доллару будет плавающим, государственные ценные бумаги переоформляются, вводится мораторий на возврат иностранных кредитов. То есть государство отказывается платить по долгам и обязательствам и разрешает то же самое сделать российским банкам. Это был дефолт. Покатившись с отметки в шесть рублей, курс доллара вскоре перевалил за 20. Государство «кинуло» частный бизнес.
В Нижнекамске этот август начался с приятного – в аэропорту «Бегишево» совершаются международные рейсы по маршруту «Бегишево – Стамбул». Среди первых пассажиров артисты ансамбля «Нардуган». Приближение дефолта они почувствовали одними из первых.
Ильнур Марданов (артист ансамбля песни и танца «Нардуган»):
Российский капитализм хватил инфаркт. В банках не выдаются наличные, не проходят платежи, обесценились акции предприятий. С рынка уходят западные компании, резко сокращается импорт. Для частных предпринимателей и бизнесменов Нижнекамска дефолт стал настоящей катастрофой и крушением всех надежд. Люди потеряли все. Некоторые выкидывали деньги пакетами, их никуда нельзя было сдать – банки отказывались их принимать. Многие горько шутили – «хоть туалет ими обклеивай».
Дошло до забастовок
За год до дефолта в Нижнекамске строится крупный универсам «Шатлык», образуется оптовый продовольственный рынок, складские помещения которого позволяют принимать крупные партии продуктов и обеспечивать сохранность товаров. Однако разрушительная волна дефолта помножила все на ноль. Из-за бешеного роста цен с магазинных полок моментально сметаются все товары долговременного пользования. В рыбных отделах нет рыбы, в мясных – мяса. Терпение людей лопнуло – нижнекамцы объявили забастовку. Первыми встали шинники, вскоре к ним присоединились воспитатели и учителя. О том, как создавался забастовочный комитет, отлично помнит председатель нижнекамской городской организации профсоюзов работников образования Светлана Владимировна Баринова:
Смягчение последствий кризиса стало для администрации города основной задачей. По личной просьбе от исполнения должности главы администрации освобождается Агтас Галиахметов. Ему на смену приходит 29-летний Ильсур Метшин. С сентября 1999 года малообеспеченным категориям населения начинают выплачивать компенсацию в виде чеков на молоко и жетонов на хлеб. Для одиноких пенсионеров и граждан, оказавшихся без средств к существованию, организовано бесплатное питание в столовой «Фиалка». Ко второму полугодию ситуация в экономике начала выправляться, стабилизировалась выплата заработной платы. После долгой стагнации начали возрождаться духовная жизнь, культура и экономика.
Летом 1998 года администрации города и района удалось с помощью руководства республики сдвинуть с мертвой точки проект, которого ждали многие годы, – станция очистки воды. Спустя год началось её строительство. Истосковавшиеся по нормальной, оплачиваемой «живыми» деньгами работе, люди работают ударными темпами.
В новый век Нижнекамск вступает как «Самый благоустроенный город Татарстана». Возможно, именно этот факт помог Нижнекамску выиграть еще один конкурс. Обойдя пять городов России, было решено именно у нас строить ресторан безупречного обслуживания «Макдональдс». А это новые рабочие места, финансовые вливания в бюджет города и, что уж говорить – символ хорошей жизни.