Где найдут покой мёртвые души
Есть ли жизнь после смерти? Пожалуй, на каждое «нет» найдется столько же весомых аргументов в пользу «да». Люди религиозные, безусловно, верят в то, что наша жизнь – это лишь миг в вечности, а вот атеисты вообще не задумываются о том, что там – за чертой.
Спорным, причем давно, остаётся ещё один вопрос: как должен быть погребён умерший? Способов в таком печальном деле несколько.
К примеру, у евреев усопшего хоронят в обычном деревянном гробу независимо от положения, которое покойный занимал при жизни. Самого умершего заворачивают в белый саван. Кремация и вскрытие у евреев запрещены. В Тибете тело умершего в течение трех дней держат дома, чтобы за это время из него вышла душа. Затем его относят на специальную скалу для обрядов, где скармливают грифонам. В Индии, соблюдая обычаи предков, тело чаще всего сжигают на костре.
Кладбище расширят?
В нашей стране людей чаще всего хоронят на кладбищах. В скором времени площадь нижнекамского городского кладбища должна увеличиться на несколько гектаров и обеспечить тем самым достаточное количество места для того, чтобы хоронить усопших в течение ещё нескольких лет. Но всё чаще среди местных жителей можно услышать разговоры о том, что неплохо было бы построить в городе крематорий. Объясняется это тем, что люди не хотят, чтобы родственников обременяли уход за могилой, установка памятников, покраска оградки и многое другое. Единого мнения на этот счёт тоже нет. Хотя, по большому счёту, последнее слово, как будет захоронен усопший, остаётся всё же за родственниками, ведь самому умершему будет уже всё равно.
Плюсы и минусы
Кладбища с его бесконечными памятниками, оградками разных цветов и калибров с каждым годом разрастаются быстрее, чем города. Пробираться к могилам родственников приходится через узкие тропки и множество заброшенных захоронений людей, родственники которых тоже давно умерли. И это всё с учетом того, что кладбища иногда находятся в шаговой доступности от населённых пунктов. А сколько могил было буквально стёрто с лица земли, и мы, сами того не зная, ходим по костям, что является, несомненно, кощунством и неуважением к памяти усопших.
Буквально в прошлом году при строительстве клуба в одном из сельских поселений Нижнекамского района строители нашли останки человека. Первой версией стало, конечно, убийство, однако после расследования выяснилось, что ранее на этом месте было кладбище. Получается, что клуб, где люди танцуют и показывают концерты, расположен на бывших могилах.
Услуги крематория в Москве стоят дешевле, чем захоронение, – от 3500 до десяти тысяч рублей. Учитывая, что современные печи, установленные в крематории, сейчас очень высокого качества, то и с экологической точки зрения крематорий не так уж и плох. Однако само строительство сооружения стоит огромных денег и затрат, а учитывая дешевизну кремации и большинство противоречивых мнений, окупится он не скоро, а значит, и строить его без надобности нет особого смысла.
Ни один духовник православной или мусульманской конфессии идею с крематорием, скорее всего, не поддержит. Да и многие верующие вариант с сожжением собственного тела даже не рассматривают, считая это грехом.
Лилия Ибрагимова:
– Крематорий – это, конечно, удобно, но я, как человек, принадлежащий к исламской религии, для себя считаю это неприемлемым. Тело умершего человека в нашей стране испокон веков предавали земле. Так делали мои предки, и так буду делать я. Когда наступит время, я бы хотела, чтобы меня тоже похоронили на обычном мусульманском кладбище.
Марина Соколова:
– Когда ты молод и уверен, что вся жизнь впереди, то вообще не думаешь о смерти. Но, глядя на старшее поколение, я задумалась: кому нужны могилы? Только детям и внукам, и, возможно, к вам на могилу после смерти придут правнуки, но не более того. По крайней мере, в большинстве случаев спустя много лет останется заросшая сорняком могила с облупившейся краской на ограде....
Артур Сибгатуллин:
– Я за кремацию! Давно задумывался над этим вопросом и даже наводил справки. Например, я узнал, что ближайший крематорий находится в Екатеринбурге. Именно таким способом я бы предпочёл быть захороненным. И неважно, в каком это произойдёт возрасте. Прах – это очень экономично, чисто и спокойно.
Радик Мустафин, начальник отдела ритуальных услуг Исполкома г. Нижнекамска:
– Несмотря на то, что крематорий дешевле и где-то даже удобнее, люди нашего менталитета к нему не готовы. Мы неоднократно поднимали вопрос о его строительстве, но большинство всегда выступало против его строительства. Если брать в расчёт такие крупные города, как Санкт-Петербург или Москва, то там совсем иной культурный слой, и люди к кремации относятся даже положительно. Однако не стоит забывать и о культуре нашего народа, в частности, о мусульманах, которые такой способ вряд ли примут. Однако ничто не стоит на месте. Возможно, со временем мы будем нормально к этому относиться.
Илья Михайлов:
– Православные люди всё равно будут хоронить тело, а не пепел. Мы же верим, что воскреснем в последний день, тела обновятся и души вернутся в них. Человек – это душа и тело, поэтому к телам отношение особенное. Впрочем, сожгут тебя или нет – на вечную жизнь это никак не повлияет.