Если б можно было всё вернуть

Из жизни нижнекамских общежитий.

 

Мы продолжаем серию публикаций об обитателях нижнекамских общежитий. Общеизвестно, что большой процент живущих тут составляют люди малоимущие. Немало среди них и  беспробудных пьяниц. Эти люди оказались на дне жизни и видят небо через дно бутылки. Но есть среди них и такие, кто смог выкарабкаться из болота пьянства ценой безвозвратно потраченных лет.    

 

Если б можно было всё вернуть

 

Валя была весёлой, жизнерадостной хохотушкой, которую обожали все: коллеги по работе, подружки и даже строгий и неулыбчивый начальник цеха. Вскоре она вышла замуж за красавца Андрея из ее родной деревни. Парень был хорош собой – сейчас бы его назвали плейбоем. Девушка, казалось бы, обрела полное счастье. Родители сделали младшей дочери свадебный подарок: вручили ключи от двухкомнатной квартиры в расчёте на будущих внуков.

 

В доме у молодых всегда было полно гостей. Приветливая молодая женщина была гостеприимной и никому не умела отказывать, поэтому очень часто у них оставались ночевать припозднившиеся друзья семьи. Андрей начал прогуливать работу, вставая утром с тяжелой похмельной головой, да и Валя начала пить наравне с мужем. А вскоре родилась дочь, и молодые родители пили уже с радости, обмывая малышку. Когда маленькой Ирочке исполнился годик, она чуть не погибла, опрокинув на себя чайник с кипятком, пока пьяные родители спали. На истошные крики малютки прибежали соседи. Девочку поместили в ожоговое отделение, откуда домой она уже не вернулась. Сестра Анастасия забрала племянницу к себе в Казань, хотя у неё самой уже было двое сыновей-школьников.

Валентина и Андрей давно не работали, задолжали за коммуналку за несколько лет. Их выселили в однокомнатную хрущёвку.  А когда и здесь веселая и разгульная жизнь продолжилась, то пришлось продать и эту квартиру, выплатить долги коммунальщикам и переехать в  11-метровую комнатёнку в общежитии.

 

Андрей вскоре умер, выпив смертельный суррогат, и женщина осталась одна. Однажды, возвращаясь домой из винного магазина, женщина упала на обледеневшей дорожке и сломала ногу. Кто-то из прохожих вызвал скорую. Из больницы Валентина вышла нескоро и с костылями. Ходить она почти не могла, обслуживать себя самостоятельно было непросто. Ни в магазин за хлебом, ни залезть в общую ванну помыться с загипсованной ногой, даже на унитаз сесть – всё это было практически невозможно, подолгу стоять у общей плиты, готовя еду – тоже. От отчаяния Валентина была вынуждена обратиться к дочери и старшей сестре за помощью.

 

Выросшая без участия Валентины дочь её и слушать не захотела. И только сестра, хотя и без особого желания, приехала в Нижнекамск. Анастасия ужаснулась её виду и жилищным условиям, вернее, их отсутствию. Радовало одно – Валентина сейчас не пила: не на что, нечего и не с кем, как горько усмехнулась сама женщина. Она забрала сестру к себе до её выздоровления. Медик по образованию, она повела сестру по всем врачам. Выяснилось, что Валентине требуется срочная операция по удалению части желудка, женщина нажила себе стенокардию, ишемию и гипертонию, у неё барахлили почки и значительно село зрение. Анастасия за четыре месяца сделала из сестры действительно другого человека. Валентина уже не выглядела опустившейся женщиной, исчезли нездоровый цвет лица и отеки, гипс давно сняли. Пора было возвращаться домой. 

 

По настоянию сестры её комнату продали и купили другую – в районе подальше, тоже в общежитии. Комнату сестра приобрела на своё имя после долгих переговоров с риелторами и знакомства с соседями. Сейчас Валентина не пьёт в течение нескольких лет. Она подрабатывает тем, что сидит с детьми из молодых семей, которым некому их оставить, когда нужно отлучиться по делам. Иногда выгуливает собаку соседа, которому приходится ездить по делам. Еще вяжет пинетки, носочки, рукавички, кофточки и другую мелочь для малышей и продаёт на рынке – руки у неё золотые. У нее уже есть постоянные покупатели.

 

Временами она подменяет уборщицу и моет пол за неё – хоть какая-то доплата. Сестра помогла поставить надгробие на могилке Андрея, и Валентина, приезжая на кладбище, сажает цветы и подкрашивает оградку. Могилка родителей в деревне, но она старается по мере возможности выбираться и туда, отдавая долг памяти родителям, которые любили её, ненаглядную озорницу и хохотушку. Валентина надеется, что там, на небесах, они простили её: слишком тяжело жить с мыслью о страданиях, которые она им причиняла.

 

Часто губы её шепчут одну фразу: «Если бы можно было вернуть всё назад». Но это невозможно. Зато можно прожить оставшиеся годы достойно.      

+ 0 -

Читайте также:

  • Яндекс.Метрика