До чего язык доведёт?

На днях министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов подписал новые  методические рекомендации с примерными вариантами учебных планов для образовательных организаций РТ. Однако прокуратура Татарстана признала их незаконными.

 

Коса на камень

 

Напомним, вопрос об обязательном изучении татарского языка возник еще летом этого года на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле, где президент Российской Федерации Владимир Путин заявил о недопустимости принудительного изучения языков, не являющихся родными. Глава государства обратил особое внимание глав регионов на  проблему и подчеркнул при этом, что недопустимо снижать уровень преподавания русского языка.

 

По поручению главы государства Генпрокуратура РФ совместно с Рособрнадзором начала в регионах проверки на предмет соблюдения прав граждан на добровольное изучение родного языка из числа языков народов России и государственных языков республик.

 

Масла в огонь подлили родители, которые подхватили эту новость и подняли в соцсетях волну недовольства. Предметом обсуждения стали сложная программа татарского языка в школах и большое количество часов, выделенных на  уроки по этому предмету. Нижнекамцы разделились на два лагеря. Кого-то школьная программа вполне устраивает, однако большинство, включая и татароязычное население, настаивает на том, чтобы, не отказываясь от преподавания национального языка, в определенной мере необходимо упростить программу.

 

Дело приняло серьёзный оборот, когда по итогам проверки почти во всех школах в учебных планах республиканских школ были обнаружены некоторые несоответствия российским стандартам, – в частности, по количеству часов изучения татарского и русского языков.

 

После проверки на школьных собраниях родителям было предложено заполнить заявление и сделать выбор в пользу одного из двух предложенных вариантов:

  1. Изучение родного языка и литературного чтения на русском языке
  2. Изучение родного языка и литературного чтения на татарском языке

 

Однако уже после окончания каникул названия тех же предметов в учебном плане были сформулированы несколько иначе:

  1. Родной язык и литературное чтение на родном языке
  2. Татарский язык (государственный язык РТ)

 

Значит ли это, что когда говорят об изучении родного языка, речь идет о русском языке, раз ребёнок на нём говорит? А для ребенка-татарина таким языком является только татарский? А что будет, если дети разных национальностей выберут язык под пунктом № 1? На каком языке будет преподаваться предмет?

 

Учителя, директора школ и завучи, которые неофициально согласились поговорить с нами на эту тему, пока не представляют, как именно будут вестись эти два предмета в школах.

 

Все осенние каникулы педагоги готовили новые  учебные планы по рекомендации надзорных органов. Однако вся их работа, как оказалось, была напрасной, что стало ясным после выхода в свет методических рекомендаций Минобрнауки Татарстана для новых учебных планов. В них отражаются лишь минимальные изменения в школьной программе, и татарский язык так и остаётся языком, обязательным для изучения.

 

Методички с обновлёнными рекомендациями должны были разослать по школам. Но директора школ, с которыми нам удалось поговорить, утверждают, что расписание на ближайшую неделю составлено в их заведениях по стандартам федеральной программы.

 

 

Прокуратура признала методичку незаконной

 

Прокуратура Татарстана изучила методические рекомендации с примерными вариантами учебных планов  для образовательных организаций Татарстана, которые были подготовлены и распространены  3 ноября. Согласно документу любой из вариантов учебного плана, предложенный школам на выбор, предусматривает обязательное изучение татарского языка в качестве государственного языка республики. 

Ведомством было выявлено, что содержание методичек  не соответствует федеральному законодательству. Установление в качестве обязательного для изучения государственного языка республики на момент издания рекомендаций не соответствует закону и федеральным образовательным стандартам, определенным уполномоченным органом, – Министерством образования и науки России. Прокуратура республики подготовила в адрес премьер-министра РТ А.В. Песошина представление с требованием о незамедлительном отзыве методических рекомендаций и привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения законодательства.

 

Сейчас проводится проверка, в ходе которой будет дана правовая оценка действий должностных лиц регионального министерства. В дальнейшем собранные материалы будут направлены в уполномоченные следственные органы для принятия решения в рамках уголовно-процессуального законодательства, отмечает ведомство.


Как сообщают республиканские СМИ, вечером 6 ноября Минобрнауки Татарстана разъяснило, что направленные в школы методички нельзя применять, пока не будет скорректировано федеральное законодательство,

 

Великие и могучие

 

8 ноября Госсовет республики примет окончательное решение в языковом конфликте, – сообщает деловой центр РТ info.tatcenter.ru. По словам председателя республиканского парламента Фарида Мухаметшина, уже подготовлены новые стандарты и программы преподавания государственных и родных языков.

- Согласительные процедуры с федеральным центром продолжаются, затягивать обсуждение вопроса мы не намерены. Нужно продолжать учебный процесс. Кроме того, следует снять социальную напряженность и в школах, и обществе в целом. Уверен, мы найдем правильное, взвешенное решение, не ущемляя интересов всех сторон, – заключил председатель.

Многие руководители  нижнекамских общеобразовательных учреждений говорят о напряжённой обстановке в школах и переживаниях учителей татарского языка. Сейчас педагоги находятся как бы меж двух огней и пребывают в томительном ожидании решения сверху.

 

А что об этом думают нижнекамцы?

 

Директора нижнекамских  средних школ:

– Сейчас педагогический состав очень переживает по поводу  этой ситуации. Мы не знаем, чего нам ждать. Однако я согласна с тем, что программа по изучению татарского языка очень сложная. Но и с этим все вместе мы бы справились, если бы татарский язык не стал обязательным при сдаче ЕГЭ. Большая часть учеников переживает именно по этому поводу. И как тут не учитывать пожелания русскоязычного населения, если у них не было опыта по изучению татарского языка даже на бытовом уровне!

 

Всё дело в министре образования Фаттахове. В погоне за рейтингом в национальном образовании он привёл родителей и учителей к озлобленности. В нашей школе программой недовольны даже татары. Делать акцент на татарском языке и упускать из внимания точные науки, как, например, математика, химия, физика, – это неправильно. Я не слышала, чтобы кто-то сказал, что татарский язык нужно совсем отменить. Мы живём в Татарстане и знать язык должны. Сейчас школьная программа очень непростая, но на собраниях я слышу одно и то же: родители и дети до полуночи занимаются лишь татарским языком.

 

Наиля Ибрагимова:

– В нашей школе мой сын учится по расписанию, где русский язык преподают только три раза в неделю, зато татарский – каждый день. Мы с мужем татары, но я против насильного изучения татарского языка. Он не нужен в таких количествах и в ущерб русскому. И мне бы не хотелось, чтобы мой ребёнок разговаривал с акцентом.

 

Анна Матвеева:

– Мой отец татарин, а мама русская, но по-татарски я немного понимаю. Я думаю, что в данном вопросе многое зависит от учителя. К примеру, в институте на первом курсе у нас была такая замечательная учительница по татарскому языку, что мне было очень стыдно, если я приходила неподготовленной. Такие учителя – один на миллион, поэтому только благодаря ей я что-то усвоила. Но моё мнение такое, что нижнекамские учителя сами испытывают сложности из-за программы, поэтому не нужно перегибать палку. В школе дети должны учиться, а не мучиться.

 

Наиля Сатдарова:

– На мой взгляд, преподавание татарского языка для русскоязычных детей в школе должно проводиться в другом формате. Оно должно носить более функциональный, прагматичный характер. Дети должны получать необходимый уровень знаний, позволяющий грамотно,  на достойном уровне общаться с носителями татарского языка, понимать разговорную речь. Совсем необязательно загружать головы детей изучением сложных грамматических правил: куда полезнее проводить уроки в виде ситуационных диалогов, которые могли бы помочь детям в дальнейшем общении на практике.

+ +1 -

Читайте также:

  • Яндекс.Метрика