Болит одно, а лечить надо другое
Часто бывает, что трудно самому разобраться в причине какого-либо приставшего к тебе недуга.
К главному аллергологу Рифкату Гатупову нередко приходят люди, которые принимают одну болезнь за другую. Некоторыми случаями доктор любезно поделился с читателями «НВ».
Приходит как-то пациентка, жалуется на то, что ладошки и подошвы пожелтели. Натурально – оранжевые! Применяла гель для загара и ела морковку. Выяснили, что это побочный эффект геля. Перестала есть морковь и пользоваться гелем – всё прошло.
Другая женщина пришла ко мне вся обсыпанная – крапивница, лицо одутловатое, в расчёсах:
– Аллергия есть? – спрашиваю.
– Да, на пенициллин.
– Не принимали его случайно? Или, может, курицу магазинную варили и ели?
– Нет, была простуда.
– Что назначили?
Она называет препарат и говорит, что после него всё и началось. Показываю инструкцию этого препарата – голимый пенициллин.
Один мужчина пожаловался на то, что с похмелья покрывается сыпью. Что это, откуда? Нет видимой причины. Потом признался – пил антипохмелин. А в нём – унитиол. На него и были кожные реакции.
А вот ещё случай. Мужчина работал на Севере вахтовым способом. Много лет у него была крапивница. Лечился, ничего не помогает, и паразитов не находят. Потом признался: ел периодически мороженую строганину. Я назначил ему противоглистное лечение – выздоровел. Ещё один пациент обращается с трофической язвой голени. Чем только его не лечили – не помогает! Попросил его сделать посев на стафилококк – результат положительный. Назначил ему противостафилококковый иммуноглобулин – помогло!
Часто обращаются пациенты с одышкой и активно, иногда даже агрессивно настаивают на том, что у них астма. А ты слушаешь, смотришь и понимаешь, что не астма у человека, а проблемы с желудочно-кишечным трактом. Лечи желудок – и всё пройдёт! Человек лечит, и у него всё проходит.
Один из пациентов привозил из-за границы замечательное лекарство от аллергии и потчевал им всех своих друзей и знакомых. И мне об этом говорил с полной уверенностью в том, что он нашёл панацею от аллергии. Говорит: «Всем хорошо лекарство! Один дефект – спать от него хочется». Я смотрю на название, вытаскиваю справочник лекарственных средств под редакцией Машковского. Выясняю, что это аналог димедрола! Стал бы он димедрол пить, если бы я назначил? Нет! А так получил свои пять минут всемогущества…
Другой пациент привёз из Франции препарат от поноса. Говорит: «Помогает замечательно! И дисбактериоз проходит». Читаем вместе с ним надпись на упаковке: Carbo vegetabilis. Переводим: растительный уголь. Сиречь – активированный уголь, которого по дешёвке в каждой аптеке – завались, и евро тратить не надо!
Была у меня пациентка с хронической крапивницей, которой ничего не помогало. Посоветовал ей съездить отдохнуть. Звонит мне из Испании:
– Мне здесь хорошо! Я здесь останусь.
Бывает и так…
Множество поллинозов, пыльцевых аллергий развивается после перенесённого стресса, чаще всего – расставания или безвозвратной потери. Причём в любом возрасте: с года до 75 лет. Часто после родов или аборта.
Интересно общение с пациентами по поводу перекрёстной пищевой аллергии. Очень расстраивает людей то, что пыльцевая аллергия может приводить к непереносимости фруктов и овощей. У человека, например, аллергия на пыльцу полыни, он чихает и сморкается весь август, но упорно ест дыни, арбузы, томаты, перец, огурцы и удивляется: почему ему ничего не помогает? Или пользуется фитотерапией, которая пациенту с поллинозом противопоказана.
Сложности возникают при эпидермальной аллергии. Если у мамы аллергия на эпидермис (слюну) кошки или собаки – от насморка до одышки, – то на вопрос: «Кто останется жить в доме – мама или кошка?» – множество детей отвечают: «Кошка…» Очень грустно от этого. Любовь к животным не должна заменять любовь к родным и ближним. Или если пациентке с эпидермальной аллергией приходится регулярно ездить к свекрови, где живёт животное, и возвращаться оттуда с одышкой. Чувство долга вступает в противоречие с инстинктом самосохранения.
Грустно, когда приходят пациенты с застарелой астмой, которые не сподобились в своё время обратиться к аллергологу. При общении с ними выявляется чистая атопия. А ведь болезнь могла облегчиться после выполнения несложных рекомендаций по элиминации виновного аллергена.
Часто пациенты занимаются самолечением. Бывает очень-очень грустно, когда они приходят с чувством превосходства и говорят:
– Вот, доктор, вы меня вылечить не могли, а одна инъекция препарата (название не упоминаем – прим. ред.) болезнь как рукой сняла!
– А почему же вы гормональные капли не применяли? – спрашиваю.
– Да вы что?! Это же гормоны! От них полнеют.
А то, что колоть этот их препарат – это всё равно, что пить преднизолон (содержит гормоны – прим. редакции) в таблетках, причём по 6 штук в течение двух недель, им как-то невдомёк. И то, что потом, откуда ни возьмись, появляются остеопороз и сахарный диабет, тоже как-то не связывается. Нет доверия к врачу, есть лишь потребительское отношение к врачу как к слуге, как к исполнителю тех или иных услуг, которые от него можно требовать. К большому сожалению, ни к чему хорошему это не приводит.
Уважаемые читатели, не занимайтесь самолечением. Пусть лечением занимаются специалисты. Будьте здоровы!