Мой сын не умеет проигрывать
«Мой пятилетний сын совсем не умеет проигрывать – будь то командные игры со сверстниками или игры дома с отцом в шахматы, домино, шашки. Проигрыш – и сразу истерика и злость. Как научить ребенка спокойнее реагировать на проигрыш?» – интересуется читательница «НВ» Галина.
На вопрос отвечает педагог-психолог детского сада №70 из Нижнекамска Светлана Мажарова.
– Мы с раннего детства прививаем ребенку установку, что быть первым – важнее всего. «Кто первый до кровати?», «Кто первый съест кашу?» и т. д. В этом нет ничего плохого. И желание побеждать – это важное качество, которое помогает добиваться успеха в жизни. Но мы не учим ребенка проигрывать, мы чаще поддаемся ему в игре. В состязаниях с папой или мамой обычно «побеждает» ребенок. Но когда малыш попадает в детский коллектив, он получает серьезное разочарование: некоторые дети быстрее бегают, быстрее едят и строят более высокие башни.
Поэтому родителям важно научить ребенка проживать поражение. Надо объяснять ребенку: выиграл? Хорошо, значит, у тебя все получается! Проиграл? Это нестрашно! Ведь это всего лишь игра, в которой выигравшие и проигравшие постоянно меняются местами. В следующий раз обязательно получится! Необходимо учить малыша реагировать на это спокойно, уверенно. На собственном примере показывайте ребенку, как нужно относиться к разного рода поражениям, проигрышам и неурядицам. Хотим мы этого или нет, дети копируют наши эмоции и наше поведение. Контролируйте свое поведение, чувства, высказывания. Рассказывайте, как в детстве вы испытывали поражения и что при этом чувствовали.
Это поможет ему понять, что неудача может произойти с каждым, но ошибку можно исправить и попробовать снова добиться желаемого. Желательно подчеркнуть конкретные моменты игры, сделать акцент на его старании, если он проиграл. Например, вы играете в шашки или шахматы. Вспомните особенно удачный ход ребенка и обратите свое внимание именно на него. Чем чаще вы будете играть со своим ребенком, тем лучше. Хотя бы в настольные игры.
Развивайте через игру коммуникативные навыки. Играя с ребенком, вы учите его общаться со сверстниками. Для того чтобы скорректировать поведение ребенка, попробуйте вместе с ним сочинить волшебную сказку. Придумайте главного героя, пускай он будет немного похож на самого маленького сказочника. И пускай этот герой ну просто до ужаса не любит проигрывать. Опишите, как ему было от этого плохо и как тяжело было с этим жить. А потом пускай обязательно появится какой-нибудь волшебник (ведь это же все-таки сказка), который научит героя воспринимать все проще. И в красках распишите, насколько стало легче и жить, и играть. Не стоит требовать от ребенка всегда и во всем быть лучшим.
Важно замечать склонности и особенности вашего ребенка и выделять их, хвалить, поощрять, поддерживать. Если все время стимулировать его к получению первого места, любой провал он будет очень тяжело переносить. Хвалите ребенка за старания и успехи. Воспитывайте трудолюбие и упорство. Это больше пригодится в жизни, чем простые, ничем не подкрепленные амбиции быть первым.
Малышу необходимо чувствовать безусловную поддержку родителей, даже когда ему что-то не удается. В этом случае фиаско не будет восприниматься как трагедия всемирного масштаба. Жизненные неудачи будут скрашивать родительская любовь и уважение. Они научат ребенка ценить самого себя.