На Пионерском озере обнаружили останки парохода 1896 года

На Пионерском озере обнаружили останки парохода 1896 года
Фото: Татьяна Ермакова (коллаж)

Недра земли хранят немало тайн и загадок.


Найденные любопытными туристами, учёными или исследователями артефакты, предметы старины или останки важных документов дают возможность заглянуть в прошлое и восстановить не известные доселе человечеству исторические факты. Такую находку обнаружили у Пионерского озера воспитанники детского технопарка «Кванториум». Они нашли обломки стоявшего здесь некогда парохода «Память Шмелёва», построенного в 1896 году.

От Достоевского до товарища Шмелёва


Как рассказал нам педагог дополнительного образования детского технопарка «Кванториум» Джалиль Газизов, пароход «Достоевский» является практически ровесником известного всем броненосца «Потёмкин». Построен он был на заводе в Бельгии в 1896 году. Долгое время он курсировал по Волге на почтово-пассажирской линии Нижний Новгород – Астрахань. После Октябрьской революции судно было национализировано в 1919 году и переименовано из «Достоевского» в «Память товарища Шмелёва». Однако долгое время в народе не понимали, что за товарищ был у Шмелёва, что в его честь назвали пароход, поэтому в 1937 году из названия слово «товарищ» убрали, оставив «Память Шмелева».


Славно прослужил


Пароход «Память Шмелева», имевший в длину почти 78 метров, прожил весьма интересную жизнь. В качестве десантного судна он принимал участие в Гражданской войне. Во время Великой Отечественной войны грузопассажирский пароход был переоборудован в санитарный. Несмотря на эмблему Красного Креста, пароход подвергался бомбовым ударам немецкой авиации и обстрелам артиллерии с берега. Пока санитарные пароходы проходили через заминированные участки судового хода, на борту за жизнь бойцов, получивших тяжёлые ранения, боролись врачи и медсёстры.


 

В 1942 году со Сталинградского фронта пароход с 1200 ранеными шёл в Астрахань, когда бомбы немецких самолётов затопили другой идущий впереди  санитарный пароход. Экипаж и медицинские работники помогли раненым выбраться на берег, а пароход замаскировали в районе Крутого Яра, пишет сайт volgaflot.com. Несмотря на то, что судно пострадало от бомбовых ударов, оно продолжило движение. Пароход с серьёзными повреждениями всё-таки доставил раненых в госпиталь Астрахани.


1963 год можно считать для «Памяти Шмелёва» годом выхода на пенсию. Тогда он был списан, выведен из рабочего состава пассажирского флота и передан на баланс тресту «Татэнергострой». Пароход оказался на суше и с того времени стал служить в качестве базы отдыха для сотрудников химкомбината.

– Специально для парохода прорыли канал из Камы в Пионерское озеро. Туда его завели и поставили около лагеря «Орлёнок». Затем канал снова зарыли, – рассказывает Джалиль Газизов.

Уже в конце 80-х жизнь героического судна была практически завершена. Основная его часть была спилена и отправлена в металлолом. С того времени о существовании удивительного парохода стали забывать.

 

Домыслы, легенды, факты…


Джалиль Газизов давно занимается исследовательской и краеведческой деятельностью. И несмотря на то, что уже много лет практически никто не знал, где конкретно находилось место последнего пристанища парохода, он со своими воспитанниками решил узнать, осталось ли что-то от речного судна или он канул в Лету, оставив лишь хорошие воспоминания.

– Для меня важно, чтобы дети умели ориентироваться на местности, умели развести костёр, приготовить себе еду. Но мне история парохода показалась очень интересной, поэтому в этот раз ещё одной целью нашей экспедиции стало обнаружение места, где пароход простоял в последние годы. Я примерно знал, где это находится, и нарисовал карту, передав её детям. Всё остальное они сделали сами, – рассказал нам Джалиль Газизов.

Этой осенью с важной миссией воспитанники «Кванториума» отправились на поиски легендарного парохода. Для мальчишек 8-10 лет такое приключение пришлось по вкусу, поэтому, когда они обнаружили обломки старого парохода, их радости не было предела.

 

– Один мальчик из нашей группы сначала увидел несколько деталей от парохода. А потом мы все вместе уже увидели его нижнюю часть и очень обрадовались. Наша задача в походе была выполнена, – радостно поведал нам участник экспедиции Семён Тумак.

Конечно, это был не весь пароход, а лишь его обшивка и нижняя часть, которая, по всей видимости, с годами ушла в землю, поэтому при распиле была не тронута. Джалиль Газизов вместе со своими воспитанниками будет и дальше изучать это место, ведь есть предположение, что, помимо проржавевших со временем обломков здесь сохранилась часть машинного отделения.


 

При исследовании ребята и их педагог обратили внимание, что среди десятков обломков много золы и пепла, что, возможно, говорит о том, что останки парохода когда-то подверглись пожару. Сколько ещё интересных загадок раскроют юные следопыты, мы узнаем, когда работа по изучению уникального парохода «Память Шмелёва» будет полностью завершена.

 

Ещё один на суше


Мало кто знает, что в конце 80-х в Нижнекамске на улице Бызова разместился списанный метеор. Речное судно поставили прямо посреди улицы с целью превратить его в кафе. Однако лихие 90-е не дали метеору прожить долго. Противостояние преступных группировок привело к тому, что так и не начавшее работать кафе было сожжено. Останки сгоревшего судна вывезли к берегам речки Омшанка, но и они вскоре бесследно исчезли, отправившись, по всей вероятности, на металлолом.


Несмотря на то, что Нижнекамск – город относительно молодой, порой и он неожиданно раскрывает поразительные секреты и тайны, которые делают историю города ярче и богаче.

+ +5 -

Читайте также:

  • Яндекс.Метрика