Кино – это лучшее мошенничество в мире
Механик, крути киноленту,
Дежурные лампы туши,
Вноси свою светлую лепту
В суровые будни души.
Из песни к фильму
«Человек с бульвара Капуцинов»
В своё время режиссеры братья Люмьер, которые стали родоначальниками мировой киноиндустрии, наделали много шума, сняв в 1895 году на неподвижную камеру 50-секундный немой фильм «Прибытие поезда». Ходили слухи, что на первом показе публика была настолько ошеломлена движущимся изображением поезда в натуральную величину, что люди кричали от страха и в ужасе убегали из зала.
Сегодня кинематограф – это не просто разнообразие жанров, но и реалистичная картинка, качественный звук и масса спецэффектов. Современную публику не удивишь даже 3D-изображением, но, тем не менее, любители волшебного и такого потрясающего мира регулярно посещают кинотеатры.
Сделайте нам монтаж
Приходя в кинотеатр, мало кто задумывается, по какому принципу включается фильм, кто следит за звуком, да и вообще каким образом фильмы попадают в наши кинотеатры. Задача любого киномана – купить билет, взять попкорн, колу и занять место в зале. Остальное делают профессионалы. За кадром, а точнее – за спинами зрителя есть люди, без которых даже свет в зале нельзя включить, не говоря уже о фильме. О тайнах кинозакулисья нам рассказал опытный сотрудник кинотеатра «Джалиль» Евгений Алюкин.
Евгений показывает цифровое оборудование, с помощью которого сейчас транслируются фильмы
Попасть в святая святых, а точнее туда, откуда волшебный луч в кромешной тьме освещает на экране самые интересные новинки современного кинематографа, удается не всякому. Мне повезло, и Евгений разрешил мне посетить большую, просторную кинооператорную, где и поведал, какой путь проходит только что вышедшая в свет картина, прежде чем её увидит нижнекамский зритель.
Женя, заряжай!
Если вы думаете, что киноинженер сидит с флешкой и включает её через ноутбук, то вы заблуждаетесь. Всё начинается задолго до премьеры.
Фильмы к киноинженеру приходят по шифрованному интернет-каналу на сервер либо доставляются курьером на жёстком диске. Оба способа хороши. Однако и после этого фильм представляет собой не целостную картину, а некий архив, набор кадров и звуковую дорожку, которые фильмом назвать очень трудно. Чтобы запустить этот архив, нужен «ключ» – это своего рода пароль, который компания кинопрокатчик выдаёт за один-два дня до премьеры фильма. Без ключа фильм запустить не получится. Его действие строго ограничено, работает он с определённого времени и до последнего показа.
После того как фильм и ключ загрузятся на плей-сервер, работа киноинженера не заканчивается. Внимательно просмотрев его, он параллельно выстраивает звук и формат картинки. Допустить, чтобы диалоги актёров заглушала фоновая музыка, Евгений не может, поэтому тщательно выверяет, как фильм будет восприниматься на слух и визуально. И вот когда всё будет проверено до мелочей, киноинженер может запустить фильм для томящегося в ожидании зрителя. После того как показ фильма будет завершён, жёсткий диск отправляется обратно кинопрокатчикам.
Мешок фильма
Евгению удалось застать то время, когда фильмы приходили на больших катушках. Так, в одном тяжеленном мешке помещалось порядка семи контейнеров с пленкой, на которых был только один-единственный фильм. Киномеханик (именно так ранее называлась эта профессия) должен был склеить плёнки между собой, вырезая ненужные кадры. Самым сложным в этой работе было перетаскивать большой рулон фильмокопии, склеенный из нескольких частей на платтер. Бывали случаи, когда плёнка не наматывалась на вращающийся диск, а падала прямо на пол уже во время показа. Такую пленку приходилось скручивать вручную – до момента задания ей соответствующего натяжения. А вот уронить тяжёлую катушку с фильмом значило практически лишить зрителя новой картины.
Раньше в одном кинозале можно было транслировать не более двух фильмов подряд, сейчас всё в корне изменилось. В каждом зале, а их сейчас в кинотеатре «Джалиль» три, в сутки может транслироваться порядка 6-7 картин. О канувшей в Лету киноплёнке и механическом проекторе, который красуется на первом этаже кинотеатра, Евгений вспоминает не как о сложном процессе: он говорит, что плёнка была надёжнее, чем цифровое оборудование.
Старый механический проектор сейчас играет роль музейного экспоната в к/т "Джалиль".
Кинематограф – это лекарство для страждущих
Работать киноинженером довольно сложно. В «Джалиле» их всего двое. График работы – ненормированный. Закачка фильмов с сервера идёт долго и преимущественно ночью, потому что в дневное время идут киносеансы. Поэтому работникам приходится в прямом смысле ночевать на работе. Они несут материальную ответственность, а также обслуживают сложное оборудование. При таком количестве серьёзного оборудования присутствует и доля облучения, поэтому профессию киноинженера в какой-то степени можно считать опасной.
«Два билета на дневной сеанс. Для меня и моей скво»
Так почему люди ходят в кинотеатр? Для чего выбирают этот виртуальный мир, если сегодня в домашних условиях можно скачать любой фильм хорошего качества? Зачем идти в кино, когда есть цифровое телевидение с огромным количеством мелодрам, комедий, боевиков? А потому что кинотеатр – это особая атмосфера. Только здесь вы погружаетесь полностью в сюжет фильма и оказываетесь по ту сторону экрана. Здесь вы сопереживаете, смеётесь и плачете не один, а вместе с незнакомыми людьми. И только в кинотеатре, сплотившись в своих эмоциях, зритель дружно аплодирует хорошей картине уже во время титров.