Нижнекамск в снегу: кто виноват?
Соболековская трасса – главная дорожная артерия, соединяющая Нижнекамск с промышленной зоной, стала камнем преткновения между муниципальной властью и «нефтехимиками».
Широкую огласку эта история получила в минувший понедельник, когда руководитель исполкома города Денис Баландин отчитался о ситуации, связанной с недовольством населения относительно уборки нижнекамских улиц от снега. Чиновник признал, что проблемы, действительно, существуют, и критика горожан вполне справедлива, однако причиной тому стала не только аномально снежная зима, но и не совсем понятное решение руководства некоторых градообразующих предприятий.
Что говорит муниципальная власть
Общая площадь дорог в Нижнекамске составляет 290 километров, из них 35 километров расположены в промышленной зоне. По ним ежедневно горожане ездят на работу, по этим транспортным артериям производится доставка сырья и вывоз готовой продукции с наших многочисленных заводов. И чуть больше половины из общей протяженности промышленных дорог – а именно 24 километра – закреплено за предприятиями, которые и должны убирать на них снег. И всё бы ничего, но этой зимой появилось одно но.
По словам руководителя исполкома, для того, чтобы полноценно обслуживать данную трассу в зимний период, необходимо не менее девяти единиц снегоуборочной техники, к этому надо добавить еще затраты на оплату работы водителей, ГСМ, противогололедных материалов и прочих сопутствующих расходов. На всё про всё требуется 54 миллиона рублей.
Проще говоря, получается, что промышленники, отказавшись от обслуживания Соболековской трассы, повесили на город непосильный груз, он-то и стал, в том числе, одной из причин, по которой Нижнекамск в конце зимы в буквальном смысле утонул в снегу.
Ответ «Нижнекамскнефтехима»
Промышленники не заставили долго ждать и тут же отреагировали на информацию, озвученную Денисом Баландиным на «деловом понедельнике». 11 марта в нашу редакцию пришло письмо от руководителя пресс-службы ПАО «Нижнекамскнефтехим» Ирины Афанасьевой. Мы приводим его полный текст без каких-либо корректировок и сокращений:
«Соболековская трасса является муниципальной дорогой, и ее обслуживание и очистка зимой от снега – обязанность муниципалитета. «Нижнекамскнефтехим» ни от чего не отказывался, так как никаких обязательств и никаких договоров с муниципалитетом на обслуживание Соболековской трассы никогда не было и нет.
Общая протяженность этой дороги в одну сторону – 4 км 600 м, это менее 1 % от общей протяженности всех дорог Нижнекамска. И это никак не могло сказаться на общей загруженности городских коммунальных служб по очистке города от снега. Каждый должен решать свои задачи. Мы – производственное предприятие, которое выпускает продукцию, платит налоги в городской бюджет, а муниципальные коммунальные службы должны чистить дороги.
Кстати, «Нижнекамскнефтехим» является самым крупным налогоплательщиком НМР. По итогам 2018 года уплачено в местный бюджет более 800 млн рублей».
Подвела погода?
Наряду с причиной, о которой мы рассказали выше, виновницей заваленных дорог и непролазных дворов может быть еще и матушка-природа. Зима в этом году выдалась особенно богатой на осадки. Об этом свидетельствуют и объемы вывезенного на полигоны снега – 233 тысячи кубометров. Это абсолютный рекорд в сравнении с предыдущими тремя годами. К примеру, в 2016 году этот показатель был равен 56 тысячам кубометров, в 2017 году – 21 тысяче кубометров, в 2018 году с нижнекамских улиц коммунальщики вывезли 70 тысяч кубометров снега.
По словам руководителя исполнительного комитета Нижнекамска, по результатам этой зимы будет проведен анализ работы с соответствующими организационными и кадровыми выводами для более качественной и эффективной подготовки к следующей зиме.
Дворы стали непроходимыми
Как только суточная температура воздуха поднялась выше нуля, нижнекамские дворы в буквальном смысле стали непроходимыми. И если пешеходы при помощи хитрых манёвров с мокрыми по колено ногами еще как-то могут пробраться к своим подъездам, то водители столкнулись с куда более серьезной проблемой. К утру вторника обстановка в большинстве наших дворов настолько обострилась, что сигналы «SOS!» стали поступать по всем доступным автовладельцам способам связи – на нашу горячую линию, в систему «Народный контроль» и, конечно же, в социальные сети.
Десятки, если не сотни, машин 12 марта наглухо застряли по всему городу. Люди пытались выкапываться при помощи хранящихся в багажниках лопат, призывали проходящих мимо людей помочь им вытолкнуть машину из снежной каши, кто-то, устав от тщетных попыток, в отчаянии искал трактор, чтобы он взял его легковушку на буксир.
У большинства нижнекамцев в этот день сложилось впечатление, что живем мы не в городе, а в богом забытой глухой деревне, где о снегоуборочной технике никто и никогда не слышал.
Естественно, мы не могли остаться в стороне от этой проблемы и, с трудом добравшись до работы, позвонили в несколько нижнекамских домоуправлений. Ответ был везде один: «Мы не успеваем». Как оказалось, на одно домоуправление в нашем городе приходится по два трактора, которые убирают от снега десятки дворов… Объем работ, с которым на этой неделе как всегда неожиданно столкнулись наши коммунальщики, оказался для них непосильным, поэтому дворы решено убирать в порядке живой очереди. И не исключено, что до некоторых домов она так и не дойдет. Вернее, в этом не будет необходимости, так как снег растает сам собой…